Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Подписка на нашу рассылку

Ваш e-mail:
Лист рассылки:


Полиглот

 

 

 

Интеллектуальное реалити-шоу,

интенсивный курс изучения английского языка

за 16 часов

 

Преподаватель:

Дмитрий ПЕТРОВ

 

смотреть подробно >>>

 

 

На заметку

Экономика и жизнь

 
Поиск статей по сайту:

Либералы на умирающей экономике России. В шаге от бюджетной катастрофы. (Окончание)


Автор: Жуковский Владислав
Источник: Институт высокого коммунитаризма

МНИМЫЙ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА
Совершенно не понятно, каким образом министр финансов Антон Силуанов планирует недополучить по итогам всего 2013г. порядка 1 трлн. рублей в связи с выпадающими бюджетными доходами. И даже обещает посягнуть на «святая святых» «кудриномики» - залезть в нефтегазовую кубышку и частично использовать средства Резервного Фонда для финансирования бюджетных дефицитов. В этой связи становится в принципе не объясним оптимизм сотрудников Минфина, которые ещё осенью 2013г., лоббируя принятие пресловутого «бюджетного правила» и усиливая удушающие принципы «кудриномики», прогнозировали по итогам 2013г. при искусственно созданном дефиците бюджета в 0,8% ВВП изъять из экономики якобы незаработанные 1,1 трлн. рублей и направить их на пополнение «подушки безопасности», которая в условиях отказа властей от структурно-технологической модернизации и развития научно-технического потенциала превращается «гробовую заначку».
Это наглядно демонстрирует, с одной стороны, аналитическую дисфункцию руководства Минфина и неадекватность его макроэкономических прогнозов, которые оказались настолько радужными и оторванными от действительности, что федеральный бюджет рассыпается буквально на глазах. При том что заложенные в бюджете прогнозные ориентиры по ценам на нефть в общем и целом исполняются без существенных отклонений – 107,2 долл. на смесь Urals в январе-мае 2013г. против заложенных в бюджете 97 долл. за баррель. А ведь ещё осенью 2012г. видные отечественные макроэкономисты (в частности академики С.Глазьев и О.Богомолов, а также В.КатасоновМ.Делягин, М.Хазин, Ю.Болдырев,В.Симчера, М.МусинО.СухаревС.Батчиков, С.Губанов и т.д.) называли вещи своими именами и открыто заявляли, что заложенные в бюджете ключевые макроэкономические ориентиры и прогнозы не имеют под собой никаких оснований и скорее напоминают псевдонаучную «маниловщину» и попытку выдать желаемое за действительное, чем результат объективных научных исследований.
А во-вторых, и это не менее важно, подобного рода заявления руководства Минфина со всей очевидностью демонстрируют критическую зависимость российской бюджетной системы (а с ней и всей экономики и социальной сферы) от конъюнктуры сырьевых рынков, а следовательно, биржевых игр международных финансовых спекулянтов и руководства системообразующих центральных банков мира (ФРС США, ЕЦБ, Банк Японии, Банк Англии, Банк Швейцарии и т.д.). А также беспомощность российских чиновников в вопросах активизации внутренних источников роста экономики и бюджетных доходов – даже в условиях стабильно высоких цен на энергоносители российская экономика впала в кому, из которой нынешнее правительство просто не в силах её вывести.
Да, действительно, налоги и платежи, администрируемые Федеральной налоговой службой, исполнены лишь на 47,2% - это закономерный результат затухания российской экономики и разрастающихся кризисных тенденций в производственном комплексе. Однако благодаря Федеральной таможенной службе, ответственной за наполнение бюджета от внешнеэкономической деятельности (прежде всего, речь идёт о нефтегазовых доходах), Минфин вполне может закончить текущий год без заимствований и распечатывания средств Резервного Фонда. Напомним, что по линии ФТС налоги и платежи администрируются с опережением графика и перевыполнением плана – исполнение доходной части достигает 53,1%.
Другими словами, единственная надежда Минфина на избежание дефицита бюджета в текущем году – святая вера в благоприятную ценовую конъюнктуру на рынке сырьевых товаров (прежде всего, на рынке нефти) и продолжение реализации удушающей политики срыва исполнения бюджета и затягивание под любыми предлогами сроков в перечислением запланированных в бюджете средств на финансирование экономики, обрабатывающей промышленности, наукоёмких производств, инфраструктуры, ЖКХ, науки, образования, здравоохранения и прочих социальных расходов. Которые традиционно воспринимаются учениками Гайдара в Минфине в качестве лишних и необязательных трат – т.е. того самого социального бремени, с которым они боролись на протяжении 1990-х годов, обернувшихся социально-экономической катастрофой.
Стоит упомянуть, что согласно федеральному закону о федеральном бюджете от 7 июня 2013г. дефицит бюджета в текущем году должен составить 0,8% ВВП, или 521,4 миллиарда рублей, доходы – 12,866 трлн. рублей, расходы – 13,387 трлн. рублей, нефтегазовые доходы – 5,926 трлн. рублей. Судя по всему, об указанных «безоблачных» параметрах бюджета можно смело забыть – сильнейший с кризисного 2009г. обвал производственной, инвестиционной, потребительской и внешнеторговой активности, которые не в силах удержать на плаву ни стабильно высокие цены на нефть (близкие к свои среднегодовым максимумам), ни продолжающий надуваться пузырь на рынке потребительского кредитования населения (годовые темпы роста банковского кредитования граждан России на протяжении трёх лет подряд превышают отметку в 38-40%), не оставляет российской бюджетной системе, 50% доходной части которой на федеральном уровне обеспечивается за счёт поступлений от нефтегазового комплекса, никаких шансов устоять.
В свою очередь Минфин, во главе которого по-прежнему стоят верные идейные ученики и последователи «рыночного фундаменталиста» Гайдара, продолжит с редки упорством пытаться свести бюджет без дефицита ценой удушения остатков отечественной несырьевой промышленности, структурной и технологической деградации народного хозяйства, блокирования модернизации и закрепления за Россией статуса сырьевой колонии, финансового резервуара, «отвёрточной площадки» и рынка сбыта для продукции транснациональных корпораций.
Стоит вернуться к вопросу о необходимости привлечения внешних источников финансирования, о которых в последние месяцы всё активней и недвусмысленней намекают в Минфине. Напомним, что по состоянию на 1 июля 2013г. на счетах Минфина в Центральном Банке и в коммерческих банках без дела лежало порядка 6,6 трлн. рублей – практически половина расходной части федерального бюджета России, запланированной на 2013г.
Совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составляет 2,77 трлн. рублей, а Фонда национального благосостояния – 2,82 трлн. рублей. В строгом соответствии с псевдонаучными догмами «кудриномики» и «Вашингтонского консенсуса», которые призваны не допустить существование на территории России какой бы то ни было национальной обрабатывающей промышленности и наукоёмких производств, эти средства стерилизованы и выведены за пределы российской демонетизированной и деиндустриализированной экономики и финансируют научно-технический прогресс и модернизацию на территории стратегических конкурентов России (США, Еврозона, Япония, Великобритания и т.д.). Ещё без малого 1,2 трлн. рублей размещены Минфином и Федеральным Казначейством на счетах и депозитах в коммерческих и уполномоченных банках и так же являются временно свободными и неиспользуемыми финансовыми ресурсами.
Однако это нисколько не помешало Минфину при профицитном консолидированном бюджете (а в отдельные периоде и профицитном федеральном бюджете) и лежащих без дела на корреспондентских счетах в американских банках триллионах рублей продолжить занимать на внутреннем и внешнем рынке. Показательно, что в одном только 2010г. и только на внутреннем рынке Минфин умудрился занять свыше 650 млрд. рублей, в 2011г. – 1,1 трлн. рублей, а в 2012г. – порядка 550 млрд. рублей. В 2013г., согласно принятому ФЗ о федеральном бюджете, Минфин планирует привлечь как минимум 346,3 млрд. рублей. Как показывает практика предыдущих лет, линейная и примитивная логика исполнения бюджетного процесса для Минфина важнее, чем здравый смысл и национальные интересы – даже в случае бюджетного излишка Минфин умудрится занять на внутреннем и внешнем рынке им же предварительно изъятые и вывезенные туда государственные финансовые ресурсы, направив их на увеличение «нефтегазовой кубышки»: ФНБ и Резервного Фонда.
 
О БЮДЖЕТНОМ МАНЕВРЕ
Весьма показательно, что в последние недели в контролируемых властями СМИ активизировались разговоры о спешном пересмотре приоритетов бюджетной политики на фоне стремительно затухания экономической активности и коматозного состояния отечественной промышленности, повлекших провал с собираемостью ненефтегазовых доходов. Всё чаще стали всплывать рассуждения высокопоставленных чиновников о пресловутом «бюджетном манёвре», в рамках которого предполагается провести существенное перераспределение бюджетных расходов в рамках уже принятого бюджета с целью увеличения финансирования предвыборных обещаний президента и майских указов Путина ценой урезания расходов на отдельные направления социально-экономической политики. Прежде всего, под удар попадут сельское хозяйство, наукоёмкие производства, авиастроение, транспортная и энергетическая инфраструктура, ЖКХ, культура, спорт, а также отдельные направления в области науки, образования и здравоохранения.
Другими словами, в угоду политической целесообразности, административной лояльности и в силу искреннего желания не стать крайним за провал президентских обещаний руководство Минфина решило изобразить имитацию бурной деятельности. Наотрез отказываясь увеличить финансирование отечественной несырьевой экономики и социальной сферы (которые относительно размера ВВП недофинансируются в 2,5-3 раза по сравнению с экономически развитыми странами) и изо всех сил стараясь удержаться в рамках несовместимого с существованием отечественной экономики и подавляющей части населения России «бюджетного правила», Минфин судорожно перераспределяет финансовые потоки. При этом в Правительстве не хотят выходить за рамки принятого потолка расходов в 13,4 трлн. рублей и изыскивают средства на финансирование популистских обещаний президента за счёт сокращения расходов по остальным статьям.
Да, с формальной точки зрения высокопоставленные чиновники из целей политкорректности говорят об «оптимизации структуры бюджетных расходов», «повышении эффективности ассигнований» и «изыскании внутренних резервов». Однако на поверку эти слова оказываются самой элементарной попыткой выдать желаемое за действительное и под шумок, незаметно от граждан, сократиться расходы на те направления социально-экономической политики, которым не повезло оказаться в списке предвыборных обещаний президента и его майских указов. Показательно, что этот варварский, глубоко антинаучный и вредительский подход к налогово-бюджетной политике вызвал шквал критики не только за пределами Кремля и в экспертном сообществе, но даже внутри Правительства и «вертикали власти».
Например, вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец обвинила Минфин в беспрецедентном сокращении финансирования социальной сферы и срыве программ в области здравоохранения, науки, образования, социальной поддержки и обеспечения населения. А экс-министр экономики Андрей Белоусов, ставший «костью в горле» у руководства Минфина и Центрального Банка за яростную критику неадекватности проводимой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики (в частности по вопросу «бюджетного правила», неприкасаемости средств Резервного фонда и ФНБ, искусственно завышенных процентных ставок и курса рубля, необходимости ограничения произвола естественных и инфраструктурных монополий и т.д.), за своё несогласие с «генеральной линией партии» был отправлен на почётную пенсию с «псевдоповышением» до уровня помощника Президента России.
 

19/07/2013
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!