Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Подписка на нашу рассылку

Ваш e-mail:
Лист рассылки:


Полиглот

 

 

 

Интеллектуальное реалити-шоу,

интенсивный курс изучения английского языка

за 16 часов

 

Преподаватель:

Дмитрий ПЕТРОВ

 

смотреть подробно >>>

 

 

На заметку

Экономика и жизнь

 
Поиск статей по сайту:

Либералы на умирающей экономике России. В шаге от бюджетной катастрофы. (Начало)


Автор: Жуковский Владислав
Источник: Институт высокого коммунитаризм

Ситуация в бюджетной системе стремительно ухудшается – по мере разрастания кризисных явлений в российской экономике и обострения сильнейшего за последние 4 года спада в производственном секторе происходит не просто болезненный срыв финансирования экономики и социальный сферы. Весь принятый бюджет становится в  принципе нереализуемым и неисполнимым
С формальной точки зрения поводов для беспокойства нет – по итогам января-мая текущего года зафиксирован профицит федерального бюджета в размере 128,4 млрд. рублей, что эквивалентно 0,5% ВВП. Однако на деле ситуация складывается заметно хуже – формирование излишков в бюджетной системе, которыми гордятся чиновники, не обусловлено активизацией экономической активности и повышением эффективности бюджетной системы.
Прежде всего, профицит бюджета по итогам января-мая текущего года после четырёх месяцев дефицитов удалось получить благодаря исключительно благоприятному маю – в мае Минфин отчитался о профиците в размере 132,1 млрд. рублей, что превышает 2,5% ВВП. Именно благодаря последнему весеннему месяцу удалось закрыть дефицит, зафиксированный в январе-апреле текущего года в размере 72 млрд. рублей (0,4% ВВП).
Во-вторых, и это крайне важно – формальный профицит федерального бюджета по итогам января-мая текущего года, вызывающий острые приступы экстаза в Правительстве, обусловлен продолжающейся на протяжении многих лет «вставания с колен» практикой хронического недофинансирования приоритетных направлений социально-экономического развития, без форсированного подъёма которых не мыслимы ни структурно-технологическая модернизация, ни инновации, ни возрождение наукоёмких производств высоких переделов, ни развитие научно-технического и человеческого потенциала. Речь идёт о недофинансировании в рамках уже принятого бюджета и предусмотренного им ассигнований расходов на национальную экономику, базовую технологическую инфраструктуру (электроэнергия, дороги, транспорт и т.д.), ЖКХ, науку, образование, здравоохранение, культуру, спорт, охрану окружающей среды и т.д.
 
Другими словами, мало того, что Минфин в лучших традициях «гайдаровщины» и «чубайсятины» 1990-х годов под псевдонаучные разговоры о необходимости «затянуть пояса», «жить по средствам» и накапливать «подушку безопасности» проводит скрытый секвестр непроцентных расходов бюджета, подвергая урезанию как в реальном выражении (т.е. с учётом даже официальной инфляции), так и в относительном (в долях ВВП) финансирование всех статей, не связанных с обслуживанием государственного и муниципального долга. Единственное отличие сегодняшней ситуации от эпохи «либерального погрома рыночных реформ» состоит в том, что нынешнее  руководство страны по инерции, заданной в эпоху «тучных нулевых», вынужденно задабривать население и свой электорат (прежде всего, бюджетников), выборочно повышая социальные расходы и заработную плату в бюджетном секторе (прежде всего самим себе, т.е. чиновникам, а также военным), а также наращивать расходы на силовые ведомства – органы правопорядка и вооружённые силы. 
 
СРЫВЫ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ЭКОНОМИКИ, ИНФРАСТРУКТУРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
 
Наиболее наглядно об этом свидетельствует тот факт, что по итогам первых пяти месяцев 2013г., согласно предварительным оценкам Минфина, доходная ведомость федерального бюджета исполнена на 39,8% (поступило свыше 5,114 трлн. рублей), тогда как расходная часть бюджета, в соответствии с многолетней практикой, исполнена лишь на 37,2% (выделено и израсходовано порядка 4,986 трлн. рублей). И это притом, что в случае равномерного и последовательного (т.е. без затягивания сроков выделения ресурсов) исполнения расходной ведомости, предусмотренной законом о федеральном бюджете, по итогам первых пяти месяцев должно было быть перечислено порядка 41,6% подлежащих выделению финансовых ресурсов. По факту выделено менее 37,2% - на 4,5 процентных пункта меньше запланированной величины.
В январе-июне тенденции по недофинансированию ключевых направлений социально-экономического развития, без которых немыслимо преодоление пресловутого «сырьевого проклятия», возрождение наукоёмких производств и подъём отечественной обрабатывающей промышленности высоких переделов, продолжили закрепляться – по итогам первого полугодия профицит федерального бюджета достиг 306,8 млрд. рублей, что превышает 1% ВВП. Притом что первичный профицит федерального бюджета и вовсе превысил планку в 1,5% ВВП - 482,7 млрд. рублей.
 
Таблица 1. Отдельные показатели исполнения федерального бюджета России в первом полугодии 2013г. (в млн. рублей и в % к запланированному на год объёму)
Показатель
Утвержденные бюджетные ассигнования на 2013 год
I квартал
I полугодие
   % кассового исполнения
1
2
3
7
8
     ДОХОДЫ
12 865 925,6
3 105 607,4
6 256 539,9
48,6
Нефтегазовые доходы
5 925 497,5
1 503 668,9
3 099 109,5
52,3
Ненефтегазовые доходы
6 940 428,1
1 601 938,5
3 157 430,4
45,5
     РАСХОДЫ
13 387 340,2
3 167 822,9
5 949 658,1
44,4
Процентные расходы
408 446,8
120 454,6
175 871,0
43,1
Непроцентные расходы
12 978 893,4
3 047 368,3
5 773 787,1
44,5
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)
-521 414,6
-62 215,5
306 881,8
 
ИСТОЧНИКИ  финансирования дефицита федерального бюджета - всего
521 414,6
62 215,5
-306 881,8
 
Источники внутреннего финансирования дефицита
469 319,7
85 868,8
-266 676,2
 
Изменение остатков на счетах
-296 043,6
-169 237,2
-932 494,5
 
- остатки на начало периода
 
6 014 927,8
6 014 927,8
 
- остатки на конец периода
 
6 184 165,0
6 947 422,3
 
Справочно:
 
 
 
 
Средства на депозитных счетах за счет средств федерального бюджета
 
659 748,0
1 103 107,0
 
размещено на депозиты
 
155 731,0
599 090,0
 
возвращено депозитов
 
504 017,0
504 017,0
 
Источники внешнего  финансирования дефицита
52 094,9
-23 653,3
-40 205,6
 
Привлечение кредитов
234 723,4
617,4
1 192,0
0,5
Погашение внешнего долга
-83 905,2
-26 274,2
-32 851,3
39,2
Другие источники внешнего финансирования
-98 723,4
2 003,5
-8 546,3
 
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)
-112 967,8
58 239,1
482 752,8
 
     ВВП*
66 515 000,0
14 987 661,0
31 214 736,0
 
Дефицит/Профицит  к объему ВВП (%)
-0,8
-0,4
1,0
 
Первичный дефицит/ первичный профицит   к объему ВВП (%)
-0,2
0,4
1,5
 
Источник: данные Минфина и Федерального Казначейства
 
Крайне благоприятным для руководства Минфина, продолжающих по инерции исповедовать псевдонаучную доктрину «рыночного фундаментализма» и под любым предлогом изымающих из российской экономики якобы незаработанные нефтедоллары, оказался июнь – профицит бюджета составил 148,6 млрд. рублей, что составляет порядка 2,1% ВВП России. И не вызывает совершенно никакого удивления причина столь впечатляющих финансовых результатов российской бюджетной системы – ей стали отнюдь ни оживление стремительно затухающей российской экономики, ни выход из коматозного состояния отечественной промышленности, ни активизация инвестиционной и потребительской активности. В очередной раз получить положительное сальдо баланса расходов и доходов федерального бюджета чиновникам Минфина удалось за счёт пагубной практики «придерживания» расходов и затягивания сроков выделения бюджетных ассигнований.
Показательно, что по итогам первого полугодия доходная часть бюджета исполнена на 48,6% от запланированного на бюджетный и календарный год уровня. Тогда как за счёт недофинансирования сельского хозяйства, ЖКХ, инфраструктуры, наукоёмких производств, НИОКР, науки, среднего, технического и высшего образования, СМИ, культуры, спорта здравоохранения Минфину удалось под разными предлогами сорвать сроки выделения бюджетных ресурсов и исполнить расходную ведомость менее чем на 44,4%. Если ещё в январе-мае разрыв между исполнением доходной и расходной части федерального бюджета составлял 2,6%, то по итогам января-июня эта пропасть расширилась до ужасающих 4,2%.
Судя по всему, руководство Минфина стремится выслужиться перед руководством страны, поставившим задачу придерживаться «бюджетной дисциплины», и всеми силами пытается избежать нехватки средств в бюджете и свести бюджет без дефицита. Причём даже несущественный дефицит бюджета, если бы он был обусловлен реализацией инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в производственном секторе и развития инфраструктуры, не являлся бы критическим в ситуации, когда у Минфина по сути без дела (если таковым не считать финансирование бюджетных дефицитов США и стран Еврозоны) на счетах в Центральном Банке России (средства Резервного Фонда и ФНБ) и в коммерческих банках без дела не лежало без малого 6,2 трлн. рублей. Тогда как размер внутреннего государственного долга в узком определении (т.е. без учёта принадлежащих государству компаний и банков) не превышает 9% ВВП (порядка 4 трлн. рублей), а внешний долг правительства составляет менее 49,6 млрд. долл. (1,5 трлн. рублей).
 
Это хорошо известная в экспертном сообществе ещё с середины «лихих девяностых» новация сторонников «рыночного фундаментализма» - злостно и целенаправленно срывать исполнение бюджета, искусственно и на ровном месте под надуманными предлогами затягивая сроки выделения предусмотренных в бюджете и запланированных к перечислению финансовых ресурсов, тем самым экономя бюджетные ресурсы ценой уничтожения отечественной промышленности, деградации экономики, упадка наукоёмких производств, социального геноцида населения и демонтажа финансово-экономического суверенитета.
Так, по итогам первых шести месяцев текущего года на нужды развития (уместней сказать возрождения и реанимации) национальной экономики было выделено менее 34% от запланированных на год ассигнований. И это притом что с начала года уже прошло 6 месяцев – т.е. ровно половина календарного и финансового года. При этом дорожное хозяйство, несмотря на аварийное состояние и 75% износ, профинансировано на 26,6%, транспорт – на 22,6%, водное хозяйство – на 29,7%, сельское хозяйство (наиболее сильно пострадавшее от присоединения России к ВТО и остро нуждающееся в адекватной государственной поддержке) – на 40,9%, а «святая святых» российской экономики в лице топливно-энергетического комплекса и воспроизводство минерально-сырьевой базы 38,1% и 39,5% соответственно.
Не лучше обстоят дела с бюджетным финансированием ЖКХ, физический износ основных фондов в котором неуклонно рос на протяжении всех последних 12 лет «вставания с колен» и достигает 55% официально (реально свыше 75-80%). Мало того, что за период 2011-2015гг. расходы федерального центра на ЖКХ подлежат сокращению без малого в пять раз (а в регионах, на чьи плечи взваливается ответственность за эту сферу, просто-напросто нет для этого финансовых ресурсов), так ещё и по факту исполнение расходной ведомости бюджета по данной статье не превышает 40,5%. При этом нельзя не отметить жуткие манипуляции и приписки – жилищное хозяйство профинансирован лишь на 20,5% от годовых параметров, а коммунальное хозяйство на едва заметные 16,4% (норматив двух месяцев). И лишь благодаря тому, что по крайне непрозрачной с финансовой точки зрения и коррупциогенной статье «другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» финансирование исполнено на 85,2% от запланированного на год уровня, чиновникам удалось завысить исполнение сметы затрат в целом на ЖКХ до 40,5%.
Откровенно наплевательское отношение властей наблюдается в вопросах поддержки системы образования, которая на протяжении последних двух десятилетий подвергается изуверским извращениям и под видом реформы средней и высшей школы (в том числе посредством внедрения ЕГЭ) реализуется политика дебилизации населения и подготовки профессиональных безработных и люмпенизированных россиян. В целом, ситуация с финансированием образования не выглядит критической – смета затрат исполнена аж на 49,8%, о чём могут позавидовать большинство остальных направлений социально-экономического развития.
Тем не менее, среднее профессиональное образование профинансировано лишь на 42,3% от предусмотренного на год федеральным бюджетом норматива; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации (без которых не мыслимо построение пресловутой «экономики знаний», структурно-технологическая модернизация, форсированное развитие научно-технического и инновационного потенциала, а также повышение гибкости и квалификации рабочей силы)  - на 42,3%; прикладные научные исследования в области образования (фундамент НИОКР, развития инновационного потенциала и повышения качества системы образования) – на 39%. Однако наибольшие опасения вызывает ситуация с финансированием дошкольного образования – по итогам января-мая текущего года из подлежащих к выделению 58,2 млрд. рублей Федеральным Казначейством было выделено менее 2 млрд. рублей – т.е. не более 3,6% от запланированного на текущий бюджетный период объёма.
Складывается такое впечатление, что правительственные чиновники просто-напросто не видят целесообразности в развитии отечественного дошкольного образования (несмотря на многолетний дефицит мест и снижающееся качество самого образования) и воспринимают расходы на эту статью (как, прочем, и на остальные статьи социальных расходов) как лишнее бремя для бюджетной системы. Это вполне объяснимо – в условиях, когда финансовые активы, недвижимость и семьи большинства российских чиновников высокой и средней руки находятся в фешенебельных странах, средства хранятся на банковских счетах в оффшорных юрисдикциях, а дети учатся в британских и французских школах и детских садах, действительно, финансирование образовательной системы в России следует воспринимать как нецелевое использование бюджетных средств и пустую трату средств налогоплательщиков. Зато с успехом осваиваются (читай, распиливаются) бюджетные ассигнования на разработку и реализацию молодёжной и оздоровления детей – эта статья профинансирована аж на 84,9%.
 
Однако, во-первых, речь идёт о смешных суммах – менее 5,6 млрд. рублей на 2013г. А во-вторых, зачастую под молодёжной политикой понимается проведение разного рода псевдо оздоровительных молодёжных пропагандистских мероприятий, которые уже успели получить среди простых россиян прозвище слётов «ликующей гопоты». К сожалению, практически никакого отношения к развитию молодёжной созидательной инициативы, патриотизма и повышению физического и морального здоровья молодых граждан России эти расходы не имеют.
Нельзя не упомянуть и про ситуацию с финансированием культуры и кинематографии, которая также оставляет желать лучшего. Показательно, что по итогам первого полугодия текущего года смета затрат на финансирование указанного направления исполнена всего лишь на 32,8% вместо положенных 50%. Налицо торжество принципа «хлеба и зрелищ»: если отечественный кинематограф, который крайне редко радует зрителей качественной продукцией и превращается в инструмент квасного патриотизма, профинансирован из федерального бюджета аж на 54,5% от запланированного на год уровня, то по линии поддержки культуры выделено менее 31,4% средств. Прикладные научные исследования в области культуры и кинематографии профинансированы на 39,3%, а другие вопросы в данной сфере получили из федерального бюджета лишь 22% от предусмотренного на текущий год финансирования.
Не на много больше оптимизма вызывает ситуация с финансированием системы здравоохранения и социальной сферы – амбулаторная помощь профинансирована на 44,6%, санаторно-оздоровительная помощь – на 34,9%, пенсионное обеспечение – на 43,1%, социальное обслуживание населения – на 39%, а прикладные исследования в области социальной политики получили менее 38,2% от запланированного на год финансирования. Аналогичные тенденции наблюдается в сфере физической культуры и спорта – расходная ведомость по итогам первого полугодия исполнена на 48,3%, что выглядит вполне неплохим результатом. Однако, если спорт высших достижений профинансирован на 55,1%, то физическая культура –менее чем на 44,6%, массовый спорт – на 25,1%, а прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта получили из федерального бюджета менее 15,4% средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете.
Собственно говоря, нельзя назвать однозначно позитивной ситуацию и с финансированием правоохранительной деятельности и силовых ведомств. Да, с чисто формальной точки зрения серьёзных опасений тенденции с финансированием ВПК и правопорядка не вызывают – национальная оборона профинансирована на 53,6%. Несколько хуже обстоят дела с финансированием национальной безопасности и правоохранительной деятельности – смета затрат исполнена менее чем на 41,9%. Однако по целому ряду принципиально значимых направлений в рамках указанных бюджетных статей наблюдаются серьёзные срывы с финансовым обеспечением. Да, можно закрыть глаза на тот факт, что мобилизационная подготовка экономики профинансирована на 43,6%, органы внутренних дел – на 42,1%, органы безопасности – на 42%, система исполнения наказаний – на 45,8%, а внутренние войска – на 37,4%. В конце концов проблемы и пороки этих ведомств коренятся в общем нежелании властей наводить порядок в правоохранительной системе и не на словах, а на деле бороться с коррупцией.
Однако не может не вызывать опасений срыв сроков финансирования тех служб и ведомств, которые прямо или косвенно отвечают за личную безопасность граждан России. Так, органы пограничной службы профинансированы лишь на 37,7% от запланированного на 2013г. объёма, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – на 46,1%, миграционная политика – на 46,7%, обеспечение пожарной безопасности – на 45,1%, а защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (что крайне актуально в условиях целой череды техногенных катастроф: от Саяно-Шушенской ГЭС и затонувшей «Булгарии» до падения «Фобос-Грунта» и МБР «Булава») по итогам первых шести месяцев текущего года получили от Федерального Казначейства менее 39,7% запланированного объёма ассигнований.
По статье «общегосударственные вопросы», которая в целом профинансирована на 38,8% от запланированного на текущий год объёма, в глаза бросается крайне низкое исполнение расходной ведомости по финансированию государственного материального резерва (38,2%) и мероприятий по обеспечению проведения выборов и референдумов (21,6%). Действительно, какой смысл финансировать то, что есть на бумаге, но не существует в природе и на практике?! Правящая бюрократия в принципе не любит обсуждать свои инициативы с народом – даже по вопросу присоединения России к ВТО, которое вызвало крайне жёсткую отрицательную реакцию не только в научной среде и экспертном сообществе, но также среди подавляющей части рядовых граждан, Правительство и Конституционный Суд по указке Администрации Президента нашли предлог, чтобы не проводить референдум.
 

19/07/2013
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!