Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Подписка на нашу рассылку

Ваш e-mail:
Лист рассылки:


ВИНОГРАД НА ДАЧЕ

ФОТО галерея

2017 бесплатно лучшие исторические фильмы

На заметку

Секреты красоты

 
Поиск статей по сайту:

Упражнения для души


Автор: Олеся Полянина
Источник: журнал KOSMETIK BALTIKUM (Рига, Латвия)

 
В последние годы все более популярным в обществе становится аскетизм. Исторически он уходит корнями в наше прошлое, когда аскетов почитали за людей целеустремленных и трудолюбивых. Однако в современном понимании нередко аскетизм не так уж и безобиден. Мужчина уходит из семьи в поисках себя. И как бы ни пыталась удержать его жена -- тщетно. Что делать в подобной ситуации? Насколько аскетизм безобиден и не может ли он нанести вред психологическому здоровью человека? Этот и другие вопросы Kb задал специалистам.
   
 
Слово «аскезис», от которого произведено общеупотребительное теперь слово аскетизм, происходит от глагола askesis, что в переводе с греческого означает -- «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться». Первоначально оно означало у греков физическое упражнение, преимущественно гимнастику атлетов. Затем на языке философов оно стало означать упражнение духовное, занятие наукой и особенно нравственную дисциплину.
 
Таким образом, в классическом словоупотреблении askesis обнимало и чувственную, и духовную сферу, при этом оттеняло напряжение, усилие, труд для осуществления какой-либо цели. С этой точки зрения греческий философ Филон разъясняет различие добродетели "аскетической" и природной. Согласно его учению, добродетель природная достается человеку без всяких трудов как дар Божий, а аскетическая - приобретается с большими усилиями, аскезисом. Аскет временами колеблется в добре, возвращается ко злу, и потому его нельзя причислить к совершенным, а только к совершенствующимся. Впрочем, по мнению Филона, и аскезис может привести к такой же совершенной добродетели, какая дается природою.
 
От греческих писателей слово "аскетизм" перешло в христианство, где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии.
 
 
В поисках… «новой кожи»
 
 
- Невозможно однозначно утверждать: аскетизм – хорошо это или плохо, - отметила зампредседателя Балтийской ассоциации практических психологов Айя Дудкина. – Те, кто его выбрал, безусловно, считают это единственно верным решением. И такая позиция вполне объяснима. Основная причина аскетизма – поиски чего-того ранее неизведанного, желание попробовать себя в ином качестве, как говорится, ощутить себя в «новой коже». Человек – романтическое существо. Многих на протяжении всей жизни преследуют «алые паруса» Александра Грина. В глубине свой души они так и остались детьми, так и не наигрались, а потому, став взрослыми, ищут уже другие «игрушки». Яркий пример, когда в Америке проводятся различные шоу, участники которых продают свою жизнь. А затем, в зависимости от поставленной задачи, преодолевают ряд препятствий, с целью вернуть право проснуться на следующее утро. Трудно оценить людей, которые соглашаются участвовать в подобном экшне. У каждого на это существуют свои внутренние, личностные причины. Для их анализа требуется индивидуальная работа с каждым. Но есть и объединяющее начало – попробовать то, чего еще не знаешь, испытать невиданные ранее ощущения, получить адреналин, и все это через аскетизм – путем определенных лишений и испытаний (как моральных, так и физических).
 
 
Второй важный аспект, который толкает человека на путь аскетизма – поиски себя. Увы, у многих они не прекращаются на протяжении всей жизни. Люди уезжают в Тибет, в японские и китайские монастыри, где можно получить качественно новый духовный и психологический заряд. Хорошо это или плохо? Для ищущего – прекрасно, ведь только в постоянной работе над собой, в движении личность растет, обретая новые положительные качества. А вот для близких и родных это, безусловно, нелегко.
Нередко желание уехать в другую страну возникает и по вполне прозаическим причинам, не связанным с духовным ростом. К примеру, в семье не ладятся отношения и супруги решают пожить раздельно. Нередко и ОН, и ОНА отправляются в путешествие, чтобы вдали от повседневности обдумать – как строить свою жизнь дальше. Это также своего рода аскетизм, так как мужчина и женщина лишают себя привычной обстановки.
 
 
Еще одна причина аскетизма – человек чувствует себя одиноким среди своих родных и близких. Он стремится вырваться из «замкнутого круга». Как правило, в этом случае люди также отправляются в путешествие.
 
 
Нередко встречается аскетизм как протест. В моей практике был случай, когда в 50 лет мужчина наконец-то развелся с женой, ушел от матери и сменил сферу деятельности. Иные скажут, мол, это просто ужасно, рухнула семья, человек лишился всего того, что строил всю жизнь. На первый взгляд, все вроде бы так. Но, приглядевшись повнимательнее, понимаешь - ОН впервые в жизни отважился самостоятельно принять решение. Кроме того, осуществил свою детскую мечту, найдя новую работу. Для многих важно почувствовать свободу, разрубить «цепи» обязательств. В повседневной жизни каждый из нас вынужден находиться в определенных «рамках» - играть свою роль в семье (жена, сестра, мать, бабушка), на работе и т. д. Иногда наступает момент, когда хочется бросить все это, побыть в одиночестве, переоценить и обдумать то, как я живу.
 
 
Помните, как философ-киник IV века до н. э. Диоген, живший в Афинах и Коринфе, устроил себе жилище в бочке. Однажды Александр Великий посетил философа и предложил ему все, что тот пожелает. Диоген ответил: "Не заслоняй мне солнца". Я вовсе не призываю оставить свой дом и странствовать по миру. Но порой в конкретный момент человеку это необходимо. Не нужно его осуждать.
 
 
Можно привести и более «щадящие» примеры аскетизма в социуме – отказ от курения, других вредных привычек, сброс лишнего веса и т. д. В таких случаях аскет, занимаясь самосовершенствованием, практически не влияет на окружающих. А потому либо вообще не вызывает никакой реакции у других людей, или же они считают его чудаком.
 
 
Также аскетизм широко распространен среди верующих людей. Но об этом лучше расскажут представители духовенства.
 
 
- Существует ли, на ваш взгляд, черта, переступив которую выбравший направление аскетизма может нанести вред своему здоровью?
- Все зависит от меры аскетизма. Когда человек становится на путь лишений, он, как правило, думает о сиюминутной ситуации. Конечно, нередко это опасно, ведь существуют люди, о которых он должен заботиться. Помните -- я в ответе за тех, кого приручил. И если муж бросит жену с младенцем и уедет в Тибет, для женщины и ребенка это будет трагедия как моральная, так и материальная. Но, с другой стороны, близкие могут мало что изменить. Как правило, решение встать на путь аскетизма человек принимает не за один день.
 
 
- Что делать близким?
 
 
- Прежде всего следует поговорить с тем, кто решил встать на путь аскетизма. Или же привлечь близкого друга, который не будет осуждать аскета за его решение.
И еще очень важно научиться прощать. Большинство из нас не умеют принимать человека таким, какой он есть. Зачастую мы стремимся смоделировать его под себя. Вместе с тем взаимоотношения между людьми – будь то семья или работа, должны строиться на основе диалога и компромиссов. Это  трудно: и осознать, и тем более воплотить в жизнь. Именно поэтому вместе с единомышленниками мы решили создать группы психологической поддержки. В ходе занятий будем говорить прежде всего о прощении. По данной тематике мною написан научный труд. Сейчас готовится к публикации книга. Изданы также труды ведущих психологов, которые посвящены проблемам личностного роста, взаимопонимания, они доступны в книжных магазинах и библиотеках. Убеждена, эта литература будет полезна всем, кто столкнулся с аскетизмом (решил выбрать этот путь, либо так поступили его близкие).
 
 
Аскетизм – для всех, а не для избранных
 
 
Что вкладывает в понятие  «аскетизм» церковь? Этот и другие вопросы мы задали настоятелю церкви Св. Михаила Архангела протоиерею Олегу Пелевину.
- Для современного человека, понятие «аскетизм» нередко имеет негативную окраску – мол, что же здесь хорошего, если люди себе в чем-то отказывают, в чем-то ограничивают себя? На самом деле аскетизм в христианстве существует уже 2000 лет, со времен жизни Спасителя – Иисуса Христа. Для жителя древнего римского общества (а христианство возникло в пределах Римской империи), характерна погоня за удовольствиями и развлечениями. В античные времена свободные граждане Рима не трудились, а проводили время в философских беседах, посещали театры, цирк, баню, куда брали с собой много еды и питья, устраивали оргии. Празднества тянулись десятки дней. А всю работу, как известно, в Древнем Риме выполняли рабы. Христианство предложило путь, в рамках которого от многих вещей мы отказываемся, поскольку они греховны. Это и есть начало аскетизма.
 
 
 
- Что означает аскетизм для современного человека?
 
 
- Чтобы всем читателям было понятно, поясню на примерах. Если человек женат, он не изменяет супруге, живет правильно, это и есть с его стороны начало аскетизма. Или семья соблюдает постные дни, а также календарные посты – следовательно, она стоит на пути аскетизма. Женщина на протяжении нескольких лет курила и наконец решила расстаться с пагубной привычкой - для нее это будет аскетизм.
 
 
Когда же человек уделяет пище много времени и сил, ищет для себя новые блюда, раздражающие аппетит, он живет в свое удовольствие. Если кто-то выпивает в воскресный день несколько глотков вина, он идет путем аскетизма. И, напротив, напиваясь без меры, стремится к греховным утехам.
Таким образом, аскетизм не является уделом избранных. Его начало есть в жизни практически каждого человека, он доступен всем желающим. Это – отречение от греховных удовольствий, привычек, страстей.
 
 
- Некоторые люди в поисках смысла жизни нередко отправляются пожить в монастырь. Это ведь тоже своего рода аскетизм?
- Безусловно. На пути духовного совершенствования у человека появляется потребность отказаться от суетных вещей. А тишину очень сложно найти в мире. Судите сами. Что делают большинство из нас утром, когда просыпаются? Включают радио или телевизор, чтобы собираться на работу под звуки, вместо того, чтобы в тишине привести себя в порядок, помолиться Богу, выпить чашку чая или кофе. Выйдя из дома, мы буквально погружаемся в какофонию звуков. Таким образом, современный человек живет в суете и море звуков.
 
 
Поэтому те, кто стремится отдыхать не только телом, но и душой, прежде всего создают тишину у себя дома. Придя с работы, не включают первым делом телевизор или компьютер, а погружаются в тишину и молитву, читают духовную литературу вместо детектива или любовного романа. Это достаточно сложный и высокий уровень аскетизма. Следуя ему, родители подают прекрасный пример для своих детей. Ни для кого ни секрет, что современные подростки буквально «живут» в компьютере, проводя свободное время в бесполезных играх, поисках информации, которая зачастую носит греховный характер.
 
 
Поиски тишины дома – важное проявление аскетизма. Я бы посоветовал всем читательницам журнала, чтобы они об этом не забывали. Ведь именно от хозяйки дома многое зависит. Когда она стремится, чтобы у нее было не только чисто, но и тихо, это очень хорошо.
 
 
Что касается монастырей, здесь живут люди, добровольно и на всю жизнь отказавшиеся от мира. Монахи принимают три обета – послушания, безбрачия, нестяжания.
Послушание, пожалуй, -- один из самых сложных обетов. Для каждого человека дорога его воля – буду жить так, как я хочу. Безусловно, на практике ни один человек полностью не может жить по своей воли, все мы зависим от окружающего мира, общество ограничивает наши желания и поступки. Не иметь семьи – обет безбрачия, не меньшее испытание. Нестяжание подразумевает отказ от мирских благ, монахи живут крайне скромно, в маленькой келье. У них есть только необходимые вещи: иконы, духовная литература, кровать,небольшая тумбочка.
 
 
Монашество есть служение Богу и молитва за всех людей. Причем молитва в монастырях не прекращается круглые сутки (даже ночью). А в это же время множество людей в городах предаются пороку – в клубах, ресторанах, казино и т. д. Так вот, монахи взывают к Богу и просят простить этих «ночных мотыльков», направить их, чтобы они вернулись в свои дома, ведь добропорядочные люди должны ночью спать.
 
 
Также монастыри открыты для паломников. Здесь необходимо учесть одну вещь – монастырь не курорт, куда мы приезжаем отдохнуть от мирской суеты. Это место, где мы прежде всего молимся Богу. В монастыре живут люди собранные, внутренне сконцентрированные, строгие. Мирской человек молится два раза в день, уделяя этому максимум 10-15 минут в день. А в храм ходят в лучшем случае один раз в неделю, в воскресенье, а иные только по праздникам – два раза в год – на Рождество и на Пасху. В монастыре, напротив, службы в храме длятся по несколько часов. Выдержать это для паломника, особенно впервые приехавшего в монастырь, серьезное проявление аскетизма.
 
 
- Как долго можно жить в монастыре?
 
 
- Монастырь такое место, где все делается по благословению и по послушанию. Поэтому, приехав в монастырь, необходимо подойти к его настоятелю, наместнику или духовнику, и спросить благословения: «Сколько разрешите пожить в вашем монастыре?» Если паломник говорит, что хочет остаться в монастыре, к примеру, на три месяца, а настоятель дал благословение только на месяц, спорить не следует.
 
Кроме того, особенностью монастырской жизни является тот факт, что монахи несут послушание – работают, обеспечивая себя всем необходимым. В монастыре есть свое хозяйство, поэтому и паломникам придется серьезно потрудиться. Безусловно, это – не что иное, как проявление аскетизма для людей, которые еще вчера жили в городе и понятия не имеют, что значит работать в огороде, доить корову и т. д.
 
Именно через молитву и труд паломники и получают ответы на вопросы, в поисках которых они, собственно, и отправились в монастырь.
 
 
 
 


 

 

Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!