Автор: Татьяна Львова Источник:
Наша Версия
За судьбой российских туристов, застрявших после новогодних праздников в аэропортах Швейцарии и Франции, следила чуть ли не вся страна. Только в Швейцарии снегопад стал причиной отмены 70 рейсов. Но в этих задержках виновата непогода.
Гораздо хуже, когда каникулы срываются, не успев начаться, и когда ждёшь не под трапом самолёта возвращения домой, а под дверью гостиницы, чтобы тебя впустили и разместили.
Прошлый год стал чуть ли не рекордным в плане неоправданных надежд, что привело к возникновению целой армии обманутых туристов, лишь немного уступающей по численности обманутым дольщикам. И это при том, что турпоток из-за кризиса сократился.
Можно сколько угодно спорить о том, есть кризис или нет, объективный показатель – количество туристов, выезжающих за рубеж. За девять месяцев 2009 года, по данным Ростуризма, выезд российских туристов за рубеж снизился на 18%: с 8 млн поездок до 6,6 миллиона.
«Однако в таблице Росстата за девять месяцев 2008 года значится, что тогда россияне совершили почти на миллион больше поездок – 8,9 миллиона. И именно эта цифра в своё время была опубликована. Значит, выездной турпоток за девять месяцев снизился не на 18%, а на 26,6%», – говорится в сообщении Российского союза туриндустрии.
Другими словами, люди отказывались от возможности отдохнуть за рубежом. Самые популярные направления страдали больше остальных. Так, желающих поехать в Хорватию оказалось меньше на 37%, на Мальту – на 33%, в Турцию – на 13%.
Естественно, от этого пострадали и турфирмы. С конца 2008 года на туристическом рынке было около десятка громких скандалов с банкротством туристических компаний. Они же, в свою очередь, «кидали» тех туристов, которые всё-таки ещё сумели накопить на свои поездки и хотели отдохнуть.
Из последних громких скандалов на рынке – приостановление в конце октября деятельности одного из ведущих туроператоров по направлениям Венгрия, Германия, Швейцария – компании «Альтус».
Весь год компанию преследовали неудачи. В марте она оказалась под серьёзным финансовым ударом и не сумела выполнить свои обязательства перед целой группой российских туристов.
Агентства, сотрудничавшие с туроператором, были вынуждены повторно оплачивать заявки на бронирование. Однако тогда компании удалось с честью выйти из ситуации и расплатиться по долгам перед агентствами.
К помощи фингаранта туроператор не обратился. Едва завершился летний сезон, как в октябре владелец компании был жестоко избит. Работа компании была парализована: не отвечали телефоны, офис компании был закрыт, с сотрудниками «Альтуса» невозможно было связаться.
Почти месяц в неведении находились турагенты и туристы, которые забронировали путёвки на осенне-зимние вылеты, а также новогодние и рождественские туры. Формально туроператор не признан банкротом, но тем, кто лишился поездок, всё же повезло: финансовый гарант «Альтуса» страховая компания «Ростра» приняла решение о начале выплат компенсаций за невыполненные обязательства.
Надо признать, что в испорченном отдыхе не всегда виноваты туроператоры. В этом году неприятные сюрпризы российским туристам преподносили ещё и гостиницы. Так, пользующийся большим спросом на российском рынке пражский отель «Axa» (три звезды) неожиданно закрылся прямо перед новогодними праздниками.
Гостиница была особенно популярна среди российских знатоков Праги, поскольку, расположенная в самом центре чешской столицы, была ещё и относительно недорогой. В итоге места в ней бронировались за несколько месяцев. Каково же было удивление туристов, когда туроператоры сообщили им об экстренном переселении в другие гостиницы.
Что конкретно произошло с «Axa», пока неясно. Но, учитывая то, что отель не работал в самое «хлебное» время – новогодние праздники и Рождество, высока вероятность, что он просто обанкротился, не поставив об этом в известность своих партнёров заранее.
Почти одновременно с ним, в середине декабря, объявила о своём банкротстве компания «Ломалиитто», владеющая и управляющая целой сетью известных в Финляндии отелей. Многие из этих отелей очень популярны в России: это гостиницы Korpilampi в Эспоо, спа-отель Casino в Савонлинне, гостиница Punkaharjun Valtionhotelli в Пункахарью и спа-отель Ylläs-Saaga в Юллясярви. В итоге туристов в срочном порядке переселяли в другие гостиницы. Повезло, что удалось: обычно под Новый год и Рождество все места в гостиницах Финляндии заняты.
Впрочем, банкротство турфирмы или гостиницы ещё можно понять. Гораздо обиднее, когда в испорченном отдыхе виновата просто жадность отельеров. Понятие «овербукинг» с каждым днём становится всё популярнее. А скоро, по всей видимости, оно и вовсе может войти в повседневный оборот российских туристов.
Дело в том, что гостиницы обычно бронируют больше мест, чем имеют в наличии. Это своеобразная страховка: так отельеры пытаются не потерять деньги из-за тех, кто в последний момент по тем или иным причинам отменил поездку.
Если же у всех всё оказывается в порядке, то мест элементарно не хватает. И тут уже, как правило, отказывают новичкам направлений.
То есть если гостиница давно и успешно работает с тур-оператором из Германии и только что начала сотрудничать с турфирмой из России, то скорее всего в размещении будет отказано именно российским туристам.
Самый массовый случай овербукинга в истории российского туризма произошёл в конце 2007 года в Египте. Тогда пострадали тысячи россиян, среди которых было довольно много детей. Проблемы пришлось решать на уровне министерств.
В этом году российских туристов подвели довольно проверенные отели. На форумах с весны и до конца года постоянно появлялись жалобы на известные четырёхзвёздочные Ali Baba Palace, Aladdin Beach Resort, пятизвёздочные Albatros Palace, Alatimya Village и Naturland Aqua Blue Resort. И главная проблема в том, что от подобных ситуаций защититься невозможно уже никакими финансовыми гарантиями.
При этом имя и послужной список оператора и отеля ничего не значат.
– От двойных продаж практически ничто не может спасти, – заявила «Нашей Версии» менеджер по продажам турагентства «Виват-Тур» Наталья Сирош. – Есть отели, регулярно допускающие «перебронь» в высокий сезон – всех несчастливых туристов, места которых проданы дважды, переселяют в более дешёвые соседние отели. Зная возможные проблемы с отелем Albatros Palace Resort and Spa 5* в Хургаде, я отдельно просила менеджеров туроператора «НТК Интурист» проконтролировать, чтобы моих постоянных туристов заселили именно в этот отель.
Неоднократно звонила и писала комментарий оператору. Напрасно... Новый год клиенты встретили в соседнем отеле. Кому верить? Мы настояли на компенсации туристу в виде бесплатной экскурсии, но разве это может извинить поведение туроператора и отеля?
Надо признать, что с проблемами сталкиваются не только российские туристы. Это только кажется, что западный туристический рынок больше, а значит – лучше. На самом деле там подчас встречается не меньший бардак, чем в России. Самые большие проблемы накрыли рынок Великобритании, причём под самое Рождество.
Не прошло и нескольких дней после того, как банкротом объявила себя крупнейшая шотландская авиакомпания Flyglobespan, как за ней последовал аффилированный с ней туроператор Globespan PLC. Причём во время банкротства он умудрился «забыть» за границей 4500 туристов.
Потом банкротом объявила себя компания Allbury Travel. Её сферой деятельности были путешествия в Грецию, Египет и на Кипр. В результате банкротства компании домой с большими сложностями возвращались 400 туристов. А ещё 4 тыс. туристов просто не смогли никуда выехать. И это всё под Новый год.
Впрочем, это было не самым крупным событием на туристическом рынке Великобритании. Ещё в конце 2008 года там внезапно обанкротился третий крупнейший туроператор – XL Leisure Group, сорвав отдых почти 90 тыс. туристов. Кроме того, компания успела продать почти 200 тыс. авиабилетов на рейсы компании XL Airways UK, которые тоже не взлетели.
Долги компании составили тогда 362 млн долларов.
Страдает не только Европа. В Канаде весной прошлого года двери перед клиентами закрыла компания Conquest Vacations. Компания, история существования которой насчитывала 37 лет, заявила о своём банкротстве, оставив без отдыха тысячи туристов.
Так что западные туристы от неприятностей и нервных потрясений не защищены. Другое дело, что финансовые потери им не грозят. По законам, действующим в Европе и США, все туристические компании должны иметь финансовые гарантии. «Чтобы заниматься продажами авиабилетов, туркомпания обязательно должна быть членом IATA, а для продажи туров ей необходимо обладать лицензией организации ATOL (Air Travel Organiser`s Licence).
Чтобы иметь такую лицензию, турфирма должна получить в банке финансовое обеспечение, размер которого рассчитывается исходя из предполагаемого на следующий год оборота компании», – заявил в интервью российским СМИ Андрей Игнатьев, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) и руководитель туркомпании BSI-group.
Для справки:
за 2007 год холдинг XL Leisure Group, к примеру, обслужил порядка 2,3 млн туристов. Это намного больше, чем любая российская турфирма за несколько лет. При этом финансовых гарантий компании хватит на покрытие абсолютно всех задолженностей.
25/01/2010
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!
|