Автор: Андрей Бойков Источник:
Версия
История с техрегламентом «О безопасности колёсных транспортных средств» (о требованиях к автомобилям, эксплуатирующимся на территории России) обрастает новыми противоречиями и в конечной редакции будет гораздо мягче, чем планировалось изначально. Напомним, техрегламент, если будет принят, в одном из вариантов предполагает в том числе запрет на ввоз автомобилей с правым рулём и установку «кенгурятников».
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила свои замечания к готовящемуся документу. Дело в том, что в результате проверки на соответствие нового документа действующему антимонопольному законодательству ведомство нашло в нём достаточно много противоречий.
В регламенте есть несоответствия федеральному закону «О защите конкуренции», а также федеральному закону «О техническом регулировании». Например, техрегламент ограничивает обращение определённых автомобилей, вводится открытый список документов на сертификацию, хотя он должен быть закрытым.
…самое главное нововведение – запрет на автомобили с правым расположением руля, как не соответствующие условиям правостороннего движения, установленного в РФ. Именно это положение вызвало больше всего откликов у населения…
Также органы власти в соответствии с техрегламентом смогут препятствовать деятельности компаний, в том числе путём установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к самим компаниям. Кроме того, техрегламент предусматривает ввод ограничений в отношении свободного перемещения товаров по стране, а также препятствует вхождению новых компаний на рынок транспортных средств.
Ранее, однако, чиновники из Минпромторга, который и заказал техрегламент, уверяли, что текст документа на соответствие законодательству уже проверил Минюст и согласовал проект. ФАС, дескать, изучала прошлую версию документа. Однако новую никто пока не видел, а его более мягкие положения открываются только со слов чиновников.
Между тем техрегламент в наиболее жёсткой форме, в которой он существует сейчас, подразумевает введение запрета на железную защиту бампера (так называемые кенгурятники). Как считают в министерстве, эти конструкции представляют опасность для жизни пешеходов при наезде на них. Автомобилистам разрешат использовать лишь металлические решётки весом не более 500 граммов – для защиты фар.
Ещё одно требование регламента – запретить использование автомобилей, интерфейс электронных систем которых работает не на русском языке. Таким образом, если у импортируемого автомобиля бортовой компьютер выдаёт сообщения на иностранном, его остановят на границе, как только новые правила вступят в силу.
Также в новом техрегламенте будет подтверждён запрет на глубокую тонировку автомобильных стёкол. Сегодня в КоАП за неё предусмотрен штраф 100 рублей.
Но самое главное нововведение – запрет на автомобили с правым расположением руля, как не соответствующие условиям правостороннего движения, установленного в РФ. Именно это положение вызвало больше всего откликов у населения.
По подсчётам агентства «Автостат», в России эксплуатируется 2,26 млн. автомобилей с правым расположением руля, а на Дальнем Востоке доля такого транспорта превышает 80% автопарка. Напомним, в техрегламенте, разработанном Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом «НАМИ» по заказу Минпромторга и находящемся на согласовании в профильных ведомствах, сказано: «Расположение органов управления выпускаемых в обращение транспортных средств должно соответствовать условиям правостороннего дорожного движения, установленного в РФ». Сначала официальные лица трактовали это положение как запрет на ввоз праворульных транспортных средств, однако уже ввезённые машины обещали не трогать.
Кроме машин из Японии под запрет могут попасть и машины из США. Документ предусматривает запрет на ввоз и эксплуатацию автомобилей с осветительным оборудованием, не соответствующим российским стандартам. У автомобиля должны быть только красные стоп-сигналы, лунные сигналы заднего хода и оранжевые поворотники. На американских машинах, как известно, оптика отличается по цвету от европейской.
Такие нормы, по мнению разработчиков проекта, должны улучшить безопасность на дорогах страны, и все запреты пойдут только на пользу. В свою пользу в Минпромторге приводят статистику аварийности на дорогах, которая у праворульных машин якобы выше.
Как заявил со ссылкой на статистику начальник департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов, в авариях праворульных автомобилей гибнет в двое больше людей по сравнению с леворульными.
По мнению Рахманова, статистика такова: 2006 год – 9,8% ДТП с участием праворульных машин; 2008 год – 10,7%. Таким образом, на 10 тыс. праворульных машин аварийность с жертвами выше в два раза по сравнению с леворульными: 101,5 и 57 ДТП соответственно.
Повышенную опасность праворульных автомобилей, опираясь на статистику, подтвердили и в ГИБДД.
Автомобилисты и правозащитники считают статистику заказной, а цифры – завышенными. В частности, эксперты обращают внимание на странный выбор критерия, по которому оценивается повышенная опасность «японцев». В частности, Рахманов говорит о статистике ДТП с жертвами, однако ГИБДД подсчитывает аварии с пострадавшими. Не говоря о том, что подсчитать уровень аварийности на 10 тыс. праворульных машин невозможно, поскольку ГИБДД при авариях не указывает, где у машины находится руль, таким образом, откуда вообще берутся хоть какие-то данные – непонятно.
Кроме того, если посмотреть на статистику, первое место по аварийности занимает Новгородская область (113,8 ДТП с пострадавшими на 10 тыс. единиц транспортных средств). Здесь праворульных автомобилей практически нет. В то же время в регионах, где праворульные автомобили имеют значительную долю, показатели гораздо ниже: Еврейская автономная область – 106,5; Камчатский край – 50,7; Приморский край – 72,8; Магаданская область – 64,2; Сахалинская область – 63,6; Амурская область – 53,0; Хабаровский край – 83,6. И это неудивительно: японские подержанные автомобили гораздо безопаснее, чем отечественные «Жигули» без подушек безопасности, АБС и многих других систем.
Правозащитники и общественность забили тревогу: новый техрегламент никак не повлияет на безопасность на дорогах, а лишь призван дать дополнительную защиту российскому автопрому от «подержанного импорта».
Разубедить их в этом пробовал первый вице-премьер Игорь Шувалов на заседании правительственной комиссии по техрегулированию. Он разъяснил предложения, которые содержатся в новом документе. По его словам, ввоз праворульных автомобилей не будет запрещён административно, однако такие машины будут облагаться дополнительными пошлинами и иметь повышенные страховые ставки.
Положение «Расположение органов управления выпускаемых в обращение транспортных средств должно соответствовать условиям правостороннего дорожного движения, установленного в РФ» Шувалов разъяснил так, что запрет на ввоз праворульных машин и их эксплуатацию введён не будет. «Никаких запретов на использование автомобилей с правым рулём проект технического регламента не вводит», – подчеркнул Шувалов по итогам заседания.
Зато владельцы таких автомобилей будут платить больше в казну за их эксплуатацию.
«Страховые принципы, которые будут распространяться на деятельность таких транспортных средств, будут предусматривать более высокие ставки в случае причинения вреда третьим лицам, – пояснил Игорь Шувалов. – Сегодня отмечалось, и эксперты отстаивают эту точку зрения, что автомобили с правым рулём при нашей системе дорожного движения являются более опасными источниками дорожно-транспортных происшествий».
Впрочем, с начала года импорт подержанных иномарок на Дальнем Востоке и так из-за введения заградительных пошлин упал практически до нуля. По данным аналитического агентства «Автостат», импорт подержанных иномарок по сравнению с прошлым годом сократился более чем в 20 раз.
Остаётся добавить, что сейчас техрегламент находится на рассмотрении правительства, которое должно его принять уже в сентябре.
03/09/2009
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!
|