Автор: Михаил Яковлев Источник:
Наша Версия
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев недавно заявил, что его ведомство не намерено более терпеть ситуацию, при которой деньги, направленные государством для размещения на тендерах, уходят налево. Правительство тратит всё больше средств на госзаказы, но одновременно увеличиваются и «откаты» чиновникам. Банки получают деньги для борьбы с кризисом – банкиры за мзду выдают их в качестве ссуд. Ставки растут: теперь надо договариваться и с проверяющими. Какие схемы ограничения конкуренции существуют в современной России, как кризис сказался на «взяткоёмости» госзакупок, есть ли шанс у государства одержать победу над любителями пустить казённые деньги налево? В этих непростых вопросах разбирался корреспондент «Нашей Версии».
Руководитель ФАС констатировал, что его ведомство наблюдает «стремительный рост сговоров и картелизацию торгов». По словам Игоря Артемьева, появились специальные фирмы, которые оказывают содействие желающим заключить соглашения за спиной у государства. Артемьев предупредил: «Те, кто хочет поразвлечься, пусть помнят, что есть статья 178 Уголовного кодекса. Отдельных, особо одарённых и особо отличившихся, мы покажем всей стране».
…объём коррупционного рынка составляет 300 млрд. долларов – больше 1 трлн. рублей по текущему курсу. В зависимости от контракта и от схемы «откат» составляет от 30% до 60% (от стоимости контракта. – Ред.).
Кстати, сейчас в Госдуме находится на рассмотрении новая редакция упомянутой статьи, которая предусматривает до пяти лет лишения свободы за сговор на торгах при распределении госзаказов. К середине этого года поправки в УК должны вступить в силу.
В то же время замминистра экономического развития Анна Попова не устаёт хвалить действующую систему закупок. Как рассказала Попова, с 2006 года, когда вступил в силу закон о госзаказе, сэкономлены сотни миллиардов рублей. За прошлый год, по подсчётам МЭР, удалось сберечь для казны 214 млрд. рублей.
Однако экономия, которую государство получает при размещении заказов на аукционах, в разы меньше того, что казна теряет на «откатах» при госзакупках. По оценкам замдиректора Федеральной службы по оборонному заказу Владимира Муравника, при проведении торгов его ведомству удалось сберечь для казны лишь 3–4% выделенных службе бюджетных средств. Как рассказал чиновник, нередко госзаказ распределяется между «своими» ещё до торгов и аукцион не более чем ритуал. А получить его фирме «со стороны» практически нереально.
Между тем, по оценке ФАС, если торги носят прозрачный характер, то экономия может достигать 1 трлн. рублей. Если сопоставить цифры Минэкономразвития и ФАС, получается, что государство теряет более 700 млрд. рублей. Для сравнения: по данным Минэкономразвития, на этот год на закупки и работы для государственных (в том числе оборонных) и муниципальных нужд запланировано потратить 4 трлн. рублей.
Независимые эксперты отреагировали на новость о повышенном внимании антимонопольного ведомства к проблемам госзакупок положительно. Причина понятна: до последнего времени эту скользкую тему обходили стороной.
«Оценка ФАС, по-моему, чуть-чуть занижена, – говорит председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – По нашим данным, объём коррупционного рынка составляет 300 млрд. долларов – больше 1 трлн. рублей по текущему курсу. В зависимости от контракта и от схемы «откат» составляет от 30% до 60% (от стоимости контракта. – Ред.). Мы делали расчёт по определённым бюджетным позициям исходя из минимальной «процентной ставки». Надо понимать, что подсчитать эти деньги крайне сложно, можно говорить только о порядке цифр».
Между тем существуют самые разнообразные схемы для ограничения конкуренции при проведении торгов по госзаказам. Проще всего в этом отношении военным и спецслужбам: бюджеты их засекречены, на всех предприятиях оборонного комплекса есть «первые отделы». Раскрыть махинации в этих областях, особенно со стороны, крайне затруднительно.
В регионах часто практикуется такая методика, как ограничение по месту прописки. Официально это оправдывается тем, что, мол, надо поддержать местного производителя. Но одновременно выставляется ещё десяток условий, соответствовать которым может только «правильная» фирма. А если «пришлый» всё-таки умудряется вписаться в эти узкие рамки и каким-то образом выиграть аукцион, то конкуренты через суд оспаривают результаты торгов. Прорваться через заслоны практически нереально. «Если провести анализ, можно увидеть, что в течение длительного времени на торгах побеждает очень ограниченный круг компаний», – говорит Кабанов.
Есть и другие способы ограничения конкуренции. Это, к примеру, намеренное затягивание процесса принятия конкурсных заявок от «посторонних». Кроме того, порой объявление о проведении торгов либо вовсе не делается, либо информация появляется лишь в самый последний момент. К примеру, извещение об аукционе может быть обнародовано за день до его начала или же напечатано в ведомственном издании, выходящем малым тиражом. Таким образом чиновники отсекают от аукционов «нежелательных» участников.
Росту коррупции посодействовал и кризис. Причём касается это не только госзаказов. «У банков появились халявные деньги (выданные им государством для борьбы с кризисом. – Ред.). Наши последние опросы бизнесменов показывают, что, для того чтобы получить доступ к этим средствам, нужно «откатить» в среднем 30%», – рассказывает Кабанов. Раньше отступные при получении крупной ссуды составляли 5–10%. Вдобавок появилась ещё одна «взяткоёмкая» работа – надзор за расходованием антикризисных денег. Иными словами, в условиях резкого ухудшения экономической ситуации взяточники стали зарабатывать больше.
Под большим вопросом остаётся и эффективность действующего законодательства в области госзакупок. «За три года его реализации число участников торгов сократилось в среднем по отраслям на 20%, – поделился своими данными председатель Совета Федерации Сергей Миронов, – зато вчетверо выросло количество государственных и муниципальных контрактов с единственным исполнителем».
Вопрос совершенствования законодательства в сфере госзакупок поднимается не в первый раз, в том числе и на самом высшем уровне. Так, на ноябрьской встрече Дмитрия Медведева с представителями Торгово-промышленной палаты её вице-президент Владимир Исаков пожаловался на то, что каждый третий аукцион проводится со значительными нарушениями. В ответ Медведев признал, что «объёмы коррупции в данной сфере просто огромны», и сообщил, что готовится новый пакет поправок к закону о госзакупках. О степени готовности этого пакета ничего пока не сообщается, но, судя по повышенному вниманию к этой сфере, он уже на подходе.
В качестве способа решения имеющихся проблем глава ФАС предлагает электронные торги. Однако о создании единого портала госзакупок говорится не первый год. И, судя по всему, раньше 2010 года этот проект реализован не будет. Отдельные торги, впрочем, уже «выставляются» в Интернете. Благодаря этому стало известно, на что чиновники считают целесообразным потратить деньги.
Так, на портале госзакупок Минэкономразвития России можно прочитать, что Минсельхоз объявил конкурс на лучшую рекламу потребления молока. Начальная цена «лота» – 105,1 млн. рублей. Исправительная колония, подчинённая управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области на первое полугодие 2009 года покупает алкоголь на сумму 510 601 рубль. Нельзя не вспомнить и хрестоматийный пример, когда администрации Санкт-Петербурга потребовался набор шампуров за 461 тыс. рублей. На этом фоне «банальные» закупки эксклюзивных иномарок для егерей или детских домов смотрятся даже неоригинально.
Глава ФАС не раз говорил, что сотрудники его ведомства будут пристально следить за публикуемыми в Сети тендерами. Однако государственные сайты, как и раньше, продолжают «радовать» своих читателей. Хотя высока вероятность, что на этот раз заявления Артемьева станут не просто декларацией о намерениях.
«Мне кажется, что за этим последуют определённые действия, – полагает Кабанов. – Президент дал системный посыл, и за ним обычно следуют конкретные меры».
Впрочем, не все эксперты настроены столь оптимистично. «На мой взгляд, за этим последует попытка реструктуризовать систему госзаказа, – говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Такие попытки уже предпринимались некоторое время назад, но успехом не увенчались. Система госзаказа очень закрытая, несмотря на чёткую прописанность механизма. Заказы получают фирмы, так или иначе аффилированные со знаковыми чиновниками. Получается, что чиновники будут работать против себя. Поэтому успех этой акции чрезвычайно сомнителен».
Справка
Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в силу 1 января 2006 года. Документ был призван снизить уровень коррупции и повысить прозрачность госзаказов, а также устранить противоречия и несоответствия в законодательных актах. В частности, были установлен способ размещения казённых средств – аукцион – и чётко прописаны механизмы, как должны осуществляться торги. Также был определён порядок расходования средств бюджетными учреждениями. Информация о предстоящих торгах должна поступать в Интернет за 20 дней до проведения аукциона и за 30 – до начала конкурса. Закон предоставляет равные права всем поставщикам – вне зависимости от их видов деятельности, национальной принадлежности и т.п. Участникам конкурса также разрешили вести аудио- и видеозапись аукциона. Кроме того, закон ввёл административную ответственность чиновников за нарушения при проведении торгов. Впрочем, суммы штрафов смехотворны по сравнению с величиной «откатов».
14/04/2009
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!
|