Подписка на нашу рассылку
Полиглот
Интеллектуальное реалити-шоу,
интенсивный курс изучения английского языка
за 16 часов
Преподаватель:
Дмитрий ПЕТРОВ
На заметку
Экономика и жизнь
Дурные деньги ушли — и ничего от нас не осталось. Участники социальных интернет-сетей о причинах и последствиях глобальной нестабильности
Источник: "Новая Газета"
Интернет-сообщество куда более активно реагирует на происходящее в экономике, нежели доступные большинству госканалы. Отполированная телеверсия событий далека от реальности из-за негласной установки — говорить о кризисе в позитивном русле. Правильный ракурс — это про то, как Россия спасет мировую экономику и как пережить трудную зиму за счет личных запасов консервов и овощей, но не про остановку производства на крупнейших отраслевых комбинатах и повальные сокращения сотрудников.
Однако цензурные правила вертикали не действуют в условиях интернет-коммуникаций — в блогах, форумах и социальных сетях.
Среди русскоязычных социальных сетей* наиболее известны и востребованы: «Одноклассники» (более 20 млн пользователей), «В контакте» (более 17 млн), а также ресурсы «Мой круг», «Мой мир» и др. Немного отдельно E-xecutive — авторитетное онлайн-сообщество менеджеров, но более закрытое, подразумевающее предварительную неавтоматическую регистрацию и обязательно — реальные данные о ее участниках.
Наиболее интересные и содержательные дискуссии по кризису происходят на «Одноклассниках» и в «Сообществе менеджеров». Сети отреагировали на происходящее созданием групп: «Финансовый кризис: угрозы и возможности» (со слоганом: «От безразличия — к инициативе!»), «Время — деньги!» (здесь обсуждается, как пережить кризис, во что сейчас лучше инвестировать). Журналисты «Новой» тоже открыли на этих ресурсах группы и темы для обсуждений: в «Одноклассниках» группу «Антикризисные рекомендации». А на форуме «Сообщества менеджеров», в продолжение ранее начатого «мозгового штурма», — тему «Совещание по кризису».
Мы обратились к участникам социальных сетей с просьбой ответить на несколько ключевых вопросов по текущей ситуации. Нашими собеседниками в этом «электронном интервью» стали менеджеры разных уровней. Было предложено оценить масштаб последствий кризиса, дать рекомендации с предложениями по выживанию для различных социальных групп и прогнозы. В комментариях** мы также попросили оценить качество антикризисной политики правительства и президента России.
Анализ ситуации
Ирина Л. (руководитель Института менеджмента, Санкт-Петербург): С информацией о кризисе — полная неопределенность; кто пилит, в чьих интересах что готовится, чего не избежать, — нет ответа.
У меня такое впечатление, что теперь не нас информируют, а мы информируем СМИ, чиновников. Для примера: только что в проблемной ситуации с коммерческим банком клиенты банка, не дождавшись информации, вынуждены были сами, общими усилиями, ваять на интернет-форумах хронику событий и делиться ею с пиарщиками банка и прессой.
Валерий О. (исполнительный директор компании, предоставляющей IT-услуги банкам): Кризис пока в России существует в головах и обусловлен иррациональным поведением «толпы». Пока наблюдаются только ожидания спада производства, и под это предприятия готовят свои структуры. И это скорее польза, чем вред! Сбрасывается балласт, производство очищается от прилипал бизнеса, всяких консалтинговых контор, которые расплодились в «золотое» время.
Евгений К. (советник директора по работе с госорганами крупного телекоммуникационного холдинга) — Валерию О.: Кризис реально есть: меняются цены, увольняются люди, банки нормально не функционируют, «сидя на деньгах», и требуют досрочного возврата кредитов, в том числе от физиков (физ. лиц. — Прим. ред.). Капитализация упала в разы, а финансовые обязательства остались. Нарастает отток капитала, золотовалютные резервы уменьшились более чем на четверть, рубль отпущен в свободное плавание опять бессистемно. У государства нет внятной политики что делать, кроме запрета на слово «кризис».
Михаил Щ. (программист в американской компании) — Валерию О.: Если забыть про человеческий балласт, то вообще прекрасно дело обстоит — оптимизируем экономику.
Валерий О. — Михаилу Щ.: Расскажу вам историю, и вы сами примете гуманистическое решение, хорошо? Сбербанк. Для заключения хоздоговоров требуется согласование 17 структур, по две подписи — начальник и подчиненный в каждой, получается 34 подписи. Каждая структура держит документ две недели. Итак, при условии, что все скажут «да», договор может быть подписан через 9-10 месяцев. При хотя бы одном «нет» срок превышает год! Вопрос: может существовать и нормально работать структура, которая не может заключить договор в течение года? Структуру оптимизировали, Греф увольняет 900 человек. Итак, кого вам жальче: этих 900 человек (у них семьи, маленькие дети, престарелые родители) или 900 и более представителей малого и среднего бизнеса, которые теперь смогут работать с банком? А у них, у этих бизнесменов, ненормированный рабочий день, малые дети и престарелые родители!
Александр А. (зам. руководителя в компании по разработке средств автоматизации производства) — Валерию О.: Это только ожидание кризиса? А что будет, когда он придет? «Принудительная оптимизация» работы малого и среднего бизнеса, связанная с выросшими ставками кредитования Сбербанка, «освободит», боюсь, гораздо больше персонала.
И частный пример: в магазинах сантехники пропали трубы и прочая фурнитура. Товар распродается, а новый не поступает, т.е. есть спрос, но исчезло предложение. Кто-нибудь возьмется объяснить это явление?
Валерий Р. (финансовый директор компании по продаже торгового оборудования для ресторанного и других бизнесов) — Александру А.:
Все просто: бедным оптовикам закрыли кредитные линии или предлагают по такой цене, что лучше отдохнуть года два. А на одном из предприятий нашей группы — другая проблема: полный склад холодильного и другого оборудования, а объем заказов сократился в два раза. А всего-то розничные сети пересматривают стратегию развития и инвестиционные планы. Учитывая некоторые национальные особенности кризиса, для уменьшения тяжести его последствий необходимо поменять законодательство по ценным бумагам и дополнить антикоррупционный пакет. Потому что глобальный кризис усилен в России из-за структурных проблем в политике и экономике.
Андрей М. (гендиректор российского представительства европейской инновационной компании-производителя мобильных телефонов): Во многих отраслях проблемы связаны с отсутствием стратегии у владельцев компаний. Сегодняшняя ситуация ускорила все эти процессы. Но чем надо думать, чтобы набирать долгов на 5-10 EBITDA (объем прибыли без вычета налогов, процентов и амортизационных отчислений. — Прим. ред.) и считать, что у компании все нормально? Примерно то же самое что, имея жену и пару детей, при зарплате в 10 тыс долларов покупать квартиру по ипотеке для собственного проживания с ежемесячной выплатой 6 тыс долларов. А таких случаев ведь масса.
Андрей С. (директор крупной компании по проектированию и строительству жилых домов и офисных центров): В течение нескольких лет на спекуляциях ценными бумагами и недвижимостью зарабатывались колоссальные деньги, и в России, и за рубежом. Эти деньги выводились из отраслей-источников, проедались — в потребление, в неэффективный бизнес — и стимулировали рост экономики. Дурные деньги (спекулятивный спрос и кредиты) стимулировали бизнес развиваться, возник разрыв между потреблением и производительностью труда. Эти деньги кончились, надо снижать издержки, пересматривать стратегии, признавать ошибки — это сложно, проще списать на кризис. Не все готовы сказать себе: если б не стечение обстоятельств, мои результаты в бизнесе были бы намного скромнее, или даже вообще бизнес был бы не жизнеспособным.
У них и у нас
Владимир Ш. (создатель, управляющий информационного консалтингового интернет-портала о банковской деятельности): Что нам-то до кризиса в Штатах? Все очень просто!
США — это 25% мировой экономики. В результате кризиса американцы сильно сократят текущее потребление, чтобы начать погашать свои кредиты, как следствие, во всем мире сократится производство, дальше сократятся доходы населения, затем — местное потребление. Рецессия будет у всех стран, в том числе в России.
Елена О. (директор по развитию в компании сферы управленческого консалтинга): Переписываемся с людьми из Германии, США, Чехии, и они говорят о том, что таких масштабов истерии, как в России, у них нет, и большинство экспертов говорят, что кризис закончился. Кому-то очень нужен кризис в России, ведь в мутной водичке легко делать грязные дела.
Александр Б. (зам. главного экономиста одного из банков Украины): Важно понять, что там и здесь действительно разные кризисы. Ну, конечно, если ты, дружище, рос за счет иностранных кредитных средств и играл в гонку зарплат, по сути, за счет тех же кредитных средств, то закрытый кредитный краник для тебя просто смерть. Банки брали деньги на Западе и выдавали их под неликвидные оверпрайсд (завышенная спекулятивная цена. — Прим. ред.) квадраты в домах сомнительного качества. Застройщик по такому же принципу тратил эти деньги на цемент, рабочих и ошалевших от таких сумм казнокрадов. А что в итоге? Мы остались со своими неликвидными рабочими, технологиями и квадратами, только денежки где-то там.
Кирилл Б. (председатель совета директоров производственно-строительного холдинга): Дело в разнице между странами, где есть конкурентная экономика и где ее нет. Тому способствует также циничная коррупция, возведенная в ранг российской государственной политики по вертикали и горизонтали. В России одна конкуренция: между властными коррупционными кланами.
О масштабе кризиса
Алексей К. (зам. руководителя по финансам региональной производственной компании): На предприятиях реального сектора производственная программа уже за октябрь была на 20-30% ниже плановой, на ноябрь у многих заказов едва на 60% загрузки мощности, декабрь и январь с традиционным спадом еще впереди. Кредиты перестали давать не только на модернизацию, но и на пополнение оборотных. В том числе и Сбербанк. В правительстве то ли не понимают этого, то ли делают вид, что все хорошо. Когда бюджет недополучит половину денег от налогов и все ощутят, что «начался кризис», боюсь, будет уже поздно для оперативных действий.
Ильдар К. (IT-директор коммерческой компании по производству упаковочных материалов, Уфа): Упали строительство, металлургия, реклама, автомобилестроение. Список надо продолжать, в этом польза социальных сетей. Мы узнаем, что происходит, от таких же, как мы, а не только с экранов телевизоров. Важно, чтобы люди знали и готовились.
Юрий Б. (эксперт по финансам и проблемам рейдерства): Можно ставить на золото. Идет очередная фиксация прибыли. Спекулировать в настоящий момент доходней на долларе, который надувают в очередной пузырь. Рынки кончились. После Нового года все подорожает снова и сильно. А вот недвижимость скоро обвалится. Уже ножницы спроса-предложения отличаются вполовину.
Иван Ш. (специалист в телекоммуникационной компании, Москва): Любой кризис больнее всего бьет по социально незащищенным людям. Если правительство с президентом не помогут им, тогда возможен кризис власти.
Егор С. (аналитик в консалтинговой компании, предоставляющей услуги по управлению рисками в бизнесе): Правительству и президенту необходимо наконец снять розовые очки, набраться мужества и признать, что в нашей стране кризис начался и набирает обороты. Важно максимально загрузить население работой, дать налоговые послабления для развития малого и среднего бизнеса и не декларативно, а реально ужесточить борьбу с коррупцией.
Диана Г. (директор по развитию делового интернет-издания): Нынешняя ситуация — это возможность директорам компаний показать свое отношение к сотрудникам, те, кому важен персонал и команда, — будут сокращать операционные расходы, а не штат и сотрудников. Но самое интересное, что несмотря на происходящее — посетителей в казино, ресторанах и клубах не стало меньше.
Александр А. — Диане. Г.: Давеча г-жа Собчак заявляла, что гламур при кризисе не перестал кутить, но как-то скромнее стал. Лукавит, да? В казино можно сидеть в двух случаях: если кризис не касается, если касается и они решили забыться. При этом есть на что сидеть в казино: отсутствие рыночной экономики дало свои плоды — сверхдоходы.
Справка «Новой»
* Социальная интернет-сеть — веб-сайт, интерактивный сетевой ресурс, где интернет-пользователь имеет возможность зарегистрироваться, оставив свои личные данные (как правило, реальные, в отличие от форумов и блогов. — Прим. ред.). В социальных сетях их участники находят друг друга и объединяются в системы «друзей» и в «группы» по личным или профессиональным интересам.
** Многие группы социальных сетей открыты для свободного просмотра и участия, некоторые из них, как сообщество менеджеров E-xecutive, предполагают соблюдение правил конфиденциальности. Разделяя этические принципы этой сети, мы не разглашаем полных имен и данных участников дискуссии.
Под текст
Из берлоги с любовью
Партия власти представила в Интернете очередной «медвежий» проект
Похоже, слава российских социальных интернет-сетей давно не давала покоя прокремлевским политтехнологам.
На днях был открыт единый российский портал er.ru, что подтверждает намерения партии власти освоить возможности социальной сети (горизонтально выстроенной и открытой) под нужды вертикальной системы. Понятно, почему это интересно чиновникам и пиарщикам: у такого востребованного ресурса общения, как «Одноклассники.ру», аудитория уже более 20 миллионов человек. Число пользователей «Одноклассников» — это примерно треть электората по факту (с учетом возраста пользователей сети). И люди там теперь все больше не просто тусуются, а создают группы по интересам, обсуждают в том числе политические вопросы. И такая аудитория вполне сопоставима с долей зрителей российских госканалов. Неудивительно в таком случае, что кто-нибудь из старших единороссов захотел и эту аудиторию «построить». Но есть ли шансы у партии власти пройти испытание законами свободного общения в Интернете?
При первом знакомстве с интернет-страницей на пользователя большими буквами глядят три раздела: первоисточник, «Берлога» и «Единая Россия». «Берлога» и есть их «социальная сеть». «Медведи» хотят о себе оставить благоприятное впечатление и зазывают в «Берлогу», словно клоун на елочный базар: «Дорогой друг! Вы зашли на не совсем обычный сайт социальной сети (грамматика сохранена. — Прим. ред.). ...Единственное, что объединяет нас всех, — любовь к России и забота о ее благе».
Домен er.ru, на котором размещена сеть с названием «Берлога», был впервые зарегистрирован партией «Единая Россия» еще 15 марта 2000 года. Но, по данным ресурса web-аналитик, много лет пустовал. Видимо, долго не могли определиться, но на всякий случай берегли интернет-страницу. Теперь вот решили отдать молодежи, которая, судя по статистике сайта, тоже толком не знает, что с этим интернет-хозяйством делать, — и на всякий случай предлагает «завести жалобную книгу». На сайте одномоментно не более 50 человек. Дискуссии малочисленны, не отличаются обилием проблемных тем, активностью участников и остроумием. Уровень самих комментариев (в каждой теме не более пяти-шести) можно представить по нескольким сообщениям.
Citizen: ЕР идеология не нужна, т.к. это вождистская партия.
Вася: Зачем пенсия мужчинам после 65 лет при средней продолжительности жизни в 59?
Жека: На постсоветском пространстве от либералов больше убытка, чем пользы...
Интернет-сообщество о социальной сети «Берлога» высказалось вполне определенно.
konsultant34: Едроссы в очередной раз попытались скреативить — открыли собственный большущий интернет-портал. Пошел туда, и сразу меня начало дикое уныние постигать. Сайт сырой донельзя. Как написал один из пользователей на их же портале: «Какая партия, такой и сайт».
N: Особенно понравился медведь с прозеленью — то ли он медный и выступила ярь, то ли водорослями покрытый.
Blahblahblah: Сколько стоит этот сайт? Сколько это чудо в перьях стоит?
Перейти в форум "Сам себе адвокат"
01/12/2008