Подписка на нашу рассылку
Полиглот
Интеллектуальное реалити-шоу,
интенсивный курс изучения английского языка
за 16 часов
Преподаватель:
Дмитрий ПЕТРОВ
На заметку
Экономика и жизнь
Поиск статей по сайту:
Карта проблем
Автор: Кирилл Пешков
Источник: Версия
11/12/2012
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!
Источник: Версия
Депутаты Московской областной думы в четверг приняли решение о выпуске универсальных электронных карт, которые жители региона смогут получать на добровольной основе уже с 1 января 2013 года. На регионе собираются обкатать программу всероссийского масштаба. В то же время инновация может серьёзно осложнить жизнь тем, кто решится применить новшество в своей личной жизни.
Россиянам предлагается возложить на пластиковые карты «представительские функции» – заменить паспорт, полис ОМС, водительские права и пр. Как будто с сохранением первоначальных, платёжных возможностей. Учитывая интерес к проекту со стороны властей и отдельных бизнес-структур, скорее всего газеты и телеканалы Московской области, которой предстоит стать своеобразным полигоном, в ближайшее время обрушат настоящий шквал позитивных примеров того, как полезна и незаменима универсальная карта. Как легко с ней зарегистрироваться в очереди к специалисту в каком-нибудь многофункциональном центре или записаться к врачу в местной поликлинике.
Однако собственно хождения среднего россиянина по государственным учреждениям, пусть даже с универсальной пластиковой картой, при этом никто не покажет. Никто не увидит того, что с картой ли, без неё ли больным людям придётся метаться по разбросанным по области специалистам, чтоб пройти все необходимые процедуры. А побродив по трём разным отделениям, располагающимся в разных частях района (что далеко не редкость), уже можно и не дожидаться результатов – впору вызывать карету «скорой помощи» и бесплатно с ветерком мчаться в стационар. Не уменьшат карты и очереди к специалистам – начиная от терапевтов и заканчивая сотрудником регионального БТИ.
В идеале «пластик» должен помогать при получении государственных услуг, ну и, естественно, денег. Однако в полезности, а главное, в безотказности системы есть большие сомнения. Он и со своей основной функцией справляется пока с переменным успехом. Да и боятся его простые люди – вдруг потеряется вместе с деньгами, а вдруг банкомат «проглотит» карту вместе с зарплатой – и как потом возвращать законное, например, жителю районного центра, где филиалов многих коммерческих банков нет и в помине?
Примером истинного отношения населения к «пластику» может служить письмо от нашей читательницы Марины Чаплиной, которое поступило в редакцию ещё в начале этого года.
«Я год назад стала обладательницей собственной «Визы Электрон» с логотипом самого известного российского банка.
30 декабря прошлого года на работе неожиданно выдали премию – 4 тыс. рублей. Деньги не лишние, я планировала купить на них лекарства. Но, так как в аптеке обещали привезти таблетки лишь после Нового года, решила положить деньги «для сохранности» от себя подальше – на карточку Сбербанка.
Традиционно для предпраздничных дней отстояла получасовую очередь к банкомату. Ввела код, выбрала нужную операцию, вложила деньги. И всё. Банкомат выплюнул карточку, и тут же пришло SMS, что операция отменена. Деньги остались внутри терминала.
«Спокойствие, только спокойствие», – напоминала я сама себе, пока набирала номер бесплатной сервисной службы Сбербанка. Со второй попытки я наконец услышала голос живого человека, а не программы. Девушка посоветовала обратиться в ближайшее отделение банка, чтобы написать заявление о происшедшем.
О том, чтобы вернуть деньги сегодня, мне посоветовали даже и не мечтать. Как объяснила девушка-оператор, заявление будут рассматривать не меньше 15 рабочих (!) дней. Наконец спустя 20 дней «потерянная» премия всё-таки вернулась ко мне.
Кстати, в подобную историю практически в канун Нового года попали ещё несколько моих соседей. И всем пришлось не меньше месяца ждать возврата средств. А одноклассница и вовсе несколько месяцев ждала возврата своих кровных. В отделении Сбербанка так их даже встречали с улыбкой: мол, а вы у нас не первые.
Хочется через газету спросить – сколько ещё будет продолжаться это издевательство над людьми? Почему нам никто не то чтобы как-то компенсировал принесённые убытки, но даже не сказал – ИЗВИНИТЕ?!»
Марина Чаплина, Краснодарский край.
К сожалению, проблема «проглатывания» банкоматами наличных не нова. С нею встречался практически каждый владелец «пластика» хоть раз в жизни. И, что немаловажно, независимо от принадлежности к тому или иному российскому банку.
Конечно, чаще всего страдают от сбоев в работе терминалов клиенты Сбербанка – их элементарно больше, чем остальных. Но, судя по оставленным в блогах и специализированных форумах сообщениям, не редкость и для Банка Москвы, «Русского Стандарта» и других. География жалоб обширна – от Находки до Нефтекумска. И у всех общение с «жадными до чужих денег» банкоматами обернулось испорченными праздниками, отпуском, кредитной историей и даже репутацией порядочного человека.
Опросив множество пострадавших от «зависших» банкоматов, мы пришли к выводу, что лучший способ избежать неприятностей с банкоматами – класть деньги на карту через операторов. Правда, придётся в очереди постоять от нескольких минут до нескольких часов.
Немало неудобств и головной боли доставляют россиянам и периодические отключения работы систем банкоматов целого региона. Взять хотя бы тот же Сбербанк. У него выдано «пластика» более 72,5 млн штук. Но уровень надёжности работы системы и частота сбоев поражает. Только по официальным заявлениям, перерывы в облуживании карт в этом году случались не раз: в апреле, июле, августе, сентябре и октябре – от часа до пяти. Как правило, прекращаются операции с «карточными» деньгами ночью. Но из опасений, что проблемы могут быть не решены к утру, основная часть клиентов старается обращаться к «пластику» в обед следующего за профилактическими работами дня.
Сам факт плановой или внеплановой приостановки операций, пусть даже на короткое время ночью, по пластиковым картам ставит под сомнение равенство карточки и наличной купюры. MasterCard и Visa годами зарабатывали уважение клиентов в США и Европе. Их основное преимущество – это круглосуточные операции, даже когда живые кассиры спят дома. В итоге иностранцы сегодня не видят разницы между наличными и картой.
Но для нашей страны, видимо, преждевременны дополнительные стимулы в виде налогов на наличные операции и превращения кредиток в универсальные карты. Чтобы наделить карту правами паспорта, полиса страхования и пенсионного удостоверения, ей вначале надо научиться быть просто банковской картой. А эксперимент лучше проводить не на обычных людях, а предложить чиновникам из правительства Московской области самим проверить все функции нового «пластика» без подстраховки в виде привычных наличных и паспорта в кармане.
Справка
За обслуживание «паспортов» придётся платить?
Универсальная электронная карта базируется на основе вполне заурядной платёжной банковской карты. Инфраструктуру для проведения операций обеспечивает компания «Универсальная электронная карта», в которой большую долю имеет Сбербанк. Его участие отразилось и на используемых технологиях, носящих гордое название объединённой российской платёжной системы, преемницы технологии «Сберкарт».
Естественно, основным эмитентом и представителем этих карт становится сам Сбербанк. В будущем предполагается дать возможность коммерческим банкам эмитировать подобные карты, но пока это на словах. На данный момент крупнейший банк страны запускает уникальный проект – создаёт платёжную систему, в которую будут отчисляться проценты за каждую проведённую операцию.
По мере приближения этого проекта к реализации складывается единая картина из всевозможных разрозненных законодательных инициатив. Уже не кажется странным, что около года назад предлагали запретить карточные операции любых агентов, обрабатывающих данные об операциях за пределами России. Понятно, что такое желание было вызвано не столько заботой об укреплении национальной безопасности, сколько потребностью в удалении с игрового поля главных конкурентов. Уже в этом году предлагали запретить расчёты наличными за все крупные покупки, а чуть позже узаконить выдачу заработной платы только на «пластик». Всё очень удобно. Правда, не совсем для вас. Вы-то просто получаете деньги – а с них процент в копилку системы, вы расплачиваетесь карточкой – и здесь система получает свою долю. Получается своеобразный налог за любое финансовое движение, а помимо этого банк, в котором вы получили карточку (то есть новый паспорт, права и всё прочее), будет брать деньги за её обслуживание – всё просто. Почему это оказалось срочно нужно властям, чем вызвано решение обкатать этот проект на Московской области и почему основным игроком стал Сбербанк? Можно только догадываться.
Не менее странным выглядит тот факт, что проект будет получать дотации. «Первоначально на проект по универсальным электронным картам выделено 400 млн рублей. Надо понимать, что будет потрачено меньше, потому что очереди за получением карт нет», – сообщил на заседании областного парламента председатель комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Андрей Вихарев.
Депутат также отметил, что первый год обслуживания универсальной электронной карты для владельца будет совершенно бесплатным. «В дальнейшем, возможно, будет взиматься плата за годовое обслуживание, но пока точной информации нет. За 2013 год мы должны найти ответ на этот вопрос», – добавил Вихарев, по информации Интерфакса.
11/12/2012