Подписка на нашу рассылку
Полиглот
Интеллектуальное реалити-шоу,
интенсивный курс изучения английского языка
за 16 часов
Преподаватель:
Дмитрий ПЕТРОВ
На заметку
Консультация психолога
Ольга Игоревна больше не проводит бесплатных консультаций на сайте.
Консультации по скайпу до конца лета проводиться не будут. О возобновлении записи на консультации будет сообщено дополнительно в рассылке новостей портала.
12.12.2011: Гульзада |
Здравствуйте, Ольга. Меня зовут Гульзада. У меня вопрос по поводу моей дочери. Зовут Асемай, ей 5 лет. С 3 лет 8 месяцев начала заикаться, до этого проблем с речью не было. Она очень шустрая, активная, открытая, общительная даже очень. Но она боится всего, что движется - собак, кошек, коз и т.д., я сама когда была на нее беременна была такой же. Хочу отметить в начале месяца заикание ослабевает говорит более или менее нормально, но после 20 чисел начинается ужас т. е. сильно заикается. Пожалуйста, помогите советом. Ходили к невропатологу, нам назначили кучу лекарств, но я их давать не стала. Потому что они все от нервов, боюсь повлияет на ее полноценное развитие. Ходит в подготовительную группу - воспитатели очень хвалят по поводу успеваемости, по уровню развития речи т.е. ее ход мыслей как у взрослого человека. Вот только проблема с заиканием. Из - за этого нам не дают стишки на утренники, ни какие роли - хотя сами же отмечают что если бы не ее заикание она очень шустрая и артистичная. Я очень прошу Вас помогите!!!! Жду ответа с нетерпением. |
Имя-то какое красивое, у Вашей дочери! «Асемай» - это значит «красивый человек»! Не в узком смысле – Красивая Женщина, а именно Красивый ЧЕЛОВЕК!...
Сначала о Вас, и о дочке. Судя по всему, вы обе, девочки мои – очень ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ натуры! Это хорошо потому, что такие женщины – как ЖИВАЯ ВОДА…рядом с ними вся и все находят смысл в жизни и повод чему-то порадоваться! Но, эмоции – вещь очень коварная, знайте это. Поэтому, очень желательно УМЕТЬ ИМИ УПРАВЛЯТЬ. Иначе жизнь может превратиться в череду сплошных ошибок, травм и разочарований! Эмоциональные и НЕДАЛЕКИЕ люди, чаще всего способны визжать, «бежать впереди паровоза» и что-то всем доказывать, а… потом сидеть на куче обломков из своей же, собственной жизни. Эмоциональные и УМНЫЕ люди не будут причинять никому боль, но могут сами «подавиться» потоком не управляемых чувств. А это, чревато различного рода СОМАТИЧЕСКИМИ проявлениями – кожной сыпью, экземами разного вида, расстройством сна, нарушением речи… А, если это еще и очень СЕНЗИТИВНЫЙ человек ( очень тонко чувствующий, ЧТО происходит вокруг и КТО есть КТО, наделенный от природы потрясающей интуицией!), то эта данность обязательно заставит человека «платить» чем-то за себя, понимаете? А ГИПЕРсензитивы – это и есть те люди, которым дано предвидеть будущее…
Я не видела Асемай и не могу ее «почувствовать»… Но, с уверенностью могу сказать – Вы с ней ОЧЕНЬ связаны эмоционально! Не зря же Вы хорошо помните все свои эмоции во время беременности! Ей эта «заноза страха» была передана внутриутробно. А «точка запуска» произошла чуть позже, когда девочке было 3 года 8 месяцев. Что послужило этой «точкой» мне трудно сказать, но очень хотелось бы… Потому, что только «встав» на эту Точку Запуска болезни ( в Вашем случае, заикания), ее возможно «выключить». Поэтому мои рекомендации будут даны и Вам, и дочери.
1. Раз и навсегда ЗАПРЕТИТЕ себе думать, что у Вас «не такой ребенок, как надо!» и переживать по этому поводу!Ребенок – это не средство самоутверждения в жизни. Это, возможно, Лучшая Часть Вас Самой, которой нужна Ваша, безоговорочная любовь, не сравнивающая ее НИ С КЕМ! Поэтому, мне нужна Ваша Мудрость и Спокойствие! Запомните, Гульзада, чем суетнее и беспокойнее ВОКРУГ Вас обстановка, тем СПОКОЙНЕЕ и УРАВНОВЕШЕННЕЕ должно быть Ваше поведение! Помните всегда об этом принципе «обратной пропорции»!
2. Поговорите с ее воспитателями и попросите их, НЕ «выключать» ее из процесса создания праздника!Да, она не может (пока!) читать стихи. Но, она может стать, например, «дирижером» в празднике. Человеком, который помнит, кто и за кем выступает и помнит все мелочи. Тем, кто «про себя» помнит все тексты стихотворений и может, в случае чего, помочь кому-нибудь, понимаете? Если воспитатели действительно педагоги, они смогут «придумать» ей «роль» и дать ей почувствовать ее нужность! Это НЕ АКЦЕНТИРУЕТ внимание на ее заикании и НЕ делает ее «не такой, как все», вот что мне нужно!
3. Создайте между Вами и дочерью своеобразную игру!НАЙДИТЕ ПОНРАВИВШУЮСЯ и Вам и ей мелодию, под которую было бы несложно что-то СПЕТЬ. А дальше, делайте следующее. Как только девочка начнет сильно заикаться (а, значит, и НЕРВНИЧАТЬ!), Вы ей говорите « Не спеши, не спеши! Давай-ка ПОЙ мне то, что хочешь сказать! Хочешь, помогу тебе! Это весело и красиво!»… Ребенок не должен ПУГАТЬСЯ своего заикания, понимаете? Приучите ее к мысли, что «НЕ ВАЖНО, как ты ГОВОРИШЬ! ВАЖНО, чтобы ТЕБЯ ПОНЯЛИ!». Игру должны начать Вы! Разговаривая с дочкой, часть слов ей просто говорите, а часть слов ПОЙТЕ, и старайтесь это делать легко, просто и забавно! У Вас может и не получиться сразу. Не расстраивайтесь, ни в коем случае!!! Лучше ПОСМЕЙТЕСЬ над собой и скажите «Я сейчас еще попробую! Помогай мне!»… А, если к вашей игре подключится и папа, будет просто здорово! У мужчин такие «прикольные» шутки и игры получаются, иногда, даже лучше, чем у женщин!
4. Сейчас в продаже много различных чаев с ароматическими добавками.Таких, например, как «Пиквик» и много других… Что будем делать? Будем искать «СПОКОЙНЫЙ» запах! Можете взять дочку с собой в магазин. Можете просто принести ей пакетики с разным чаем. Будете нюхать, выбирать, делиться друг с другом впечатлениями. Процесс должен быть НЕ ТОРОПЛИВЫМ, вдумчивым и творческим! Спрашивайте дочку « Понюхай! Тебе ХОРОШО, когда ты нюхаешь этот пакетик, или нет? Если хорошо, то ГДЕ тебе хорошо? Покажи?»… То, что Вы нашли то, что надо, Вы поймете по расслабленному лицу ребенка, по тихой улыбке, по задумчивому выражению глаз – то есть по тому ВИДУ, какой имеет Ваш ребенок, когда ему хорошо! А, на вопрос «ГДЕ тебе ХОРОШО?» ребенок должен показать или голову, или грудь (где «живет» душа!). Это будет правильным ответом. «Спокойных» запахов может быть несколько. Оставьте все! Время само поможет «выбрать» самый результативный запах!
Что делать? Этот пакетик со «спокойным» запахом должен быть всегда у дочки. Скажите ей « Доставай его иногда, понюхай и вспомни о чем-нибудь ОЧЕНЬ хорошем-хорошем! Можешь помять его, потереть между ладоней, потом понюхать свои ладошки.. Это приятно! И всегда – ВСЕГДА! – доставай его, когда тебе страшно и плохо. И говори ему, дай мне то, что пахнет СОЛНЫШКОМ и забери у меня то, что меня ПУГАЕТ!»
5. Очень ОСТОРОЖНО выясните у девочки, ЧТО ее пугает больше всего.Подчеркиваю, ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО! А потом, спросите ГДЕ то, что СТРАШНО…Не сразу, но ребенок научится показывать «где страшно». Это важно Вам! Потому, что выяснив, ГДЕ страшно, Вы говорите «Смотри! Я беру большую-большую ЛАМПУ и пускаю СВЕТ туда, где СТРАШНО… Я играю с тобой, помоги мне! Давай ВМЕСТЕ посветим светом на ТВОЙ СТРАХ! Он такой же, какой был в ТЕМНОТЕ?»… Не бойтесь Гульзада, пробуйте, импровизируйте! Это игра с ДЕТСКИМ ВООБРАЖЕНИЕМ! Но, где-то в нем скрыта эта «заноза» страха. А, если это место ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ ТЕМНЫМ, то оно уже не так страшно, как раньше… Это одно из свойств человеческой психики – ТО, на что упал СВЕТ, уже не пугает!...
6. Замените всю кучу лекарств, отваром из корня валерианы.Корешки валерианы продаются в аптеке, без всякого рецепта. Возьмите литровый термос, насыпьте в него 4 чайные ложки валерианового корня и залейте термос кипятком. Термос держите плотно закрытым часа 2, не более. Потом процедите отвар и остудите его. Асемай можно давать по одной четверти стакана 3 раза в день. Вам можно пить по половине стакана 3 раза в день. У отвара валерианы не очень хороший запах, но на вкус она приятная. Дочке скажите, что это лекарство «для солнышка внутри тебя!»… А, если у нее или у Вас есть сбои со сном, то можете в аптеке купить масло АНИСА. Аромотерапевты называют его «маслом сладких снов». 3-4 капли, не более можно накапать на носовой платок и положить под подушку, а можно капнуть прямо на наволочку. Только проверьте, нет ли ни у Вас, ни у дочки на него аллергической реакции ( у Вас не должно першить горло, когда Вы его нюхаете и не должно быть никаких покраснений на коже, если Вы на ней растерли капельку масла!)
А, теперь самое главное! Наберитесь ТЕРПЕНИЯ и не ждите моментального улучшения. Вообще ничего НЕ ЖДИТЕ, а проживайте с ребенком день за днем с радостью и удовольствием! Сбои в нервной системе могут восстанавливаться ГОДАМИ. И их никто не вернет… Значит, их надо ЖИТЬ полноценной жизнью, а не ВЫЖИДАТЬ результата! И помните: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ…
Очень простая техника на дыхание. Лингвопрограммисты называют ее «Витаминкой»Подбираем 3-4 слова. Простые, понятные ребенку (девочке 5 лет!) и УЮТНЫЕ по своему смысловому «наполнению». Каждое слово нужно «обговорить», выяснить, как оно выглядит, какое на ощупь и т.д. Слова должны вызывать у ребенка только ХОРОШИЕ и СПОКОЙНЫЕ эмоции. Например: - КОШКА – «пуховая, теплая, серо-серебристая (или любая другая), добрая, ласковая, глаза, как бусинки» и т.д. - КРУЖКА – «красивая, с бабочками и цветами ( или что-то другое), удобная, такая бывает только дома» и т.д. - ПОДУШКА – « мягкая, пахнет домом, дает головке отдохнуть, запоминает все сны и охраняет их, с ней можно поговорить перед сном) и т.д. Слова удобны в произношении и легко запоминаются. Дальше – в спокойном состоянии!!! – учите девочку дышать следующим образом: - ВДОХ ( он может быть порывистый, краткий, как «глоток воздуха» - не важно!); - ВЫДОХ (медленный (!!!), а для этого на выдохе девочка проговаривает «кошка-кружка-подушка», стараясь вспомнить, как они выглядят, эти кошка-кружка-подушка).
Для начала, научите дочку проговаривать эти слова шепотом. Потом, их можно будет проговаривать «про себя». Воздух ВЫДЫХАЕТСЯ вместе со словами, в ПРОЦЕССЕ проговаривания этих слов, понимаете?
Что это дает?У человека очень сильны дыхательные рефлексы! ВДОХНУТЬ мы всегда успеем! Дыхание сбивается тогда, когда из легких не ВЫДЫХАЕТСЯ полностью воздух. Тогда и начинается «захлеб» дыхания.
Это упражнение:- восстанавливает РИТМ дыхания;
- выравнивает ритм дыхания; - «блокирует» поток плохих эмоций. И так! Как только ребенок начинает заикаться, нервничать и задыхаться, Вы спокойно говорите « Стоп! Ты запомни, ЧТО ты мне хотела сказать, хорошо? А, сейчас, давай подышим ВМЕСТЕ! Вдох – и медленно Выдох (кошка –кружка – подушка), Вдох – и медленно Выдох… Как только восстановилось дыхание, говорите « А теперь, вот так же, ПОДЫШИ «про себя», хорошо?» Упражнение должно приносить УДОВОЛЬСТВИЕ ребенку! Это просто игра, но очень правильная и полезная игра. Вы можете выбрать и другие слова. Но, они должны напоминать Асемай о ЗАЩИЩЕННОСТИ и СПОКОЙСТВИИ. Обратите внимание, я выбрала слова, в которых этот звук «ш-ш-ш-ш», как бы притормаживает речь! И смысл слов никак не напоминает о суете… Благодаря этому упражнению, я сама, сейчас в состоянии пробежать 5 км и НЕ сбить дыхания. Вдох (какой получится!) – Выдох ( обязательно растянут на 3 «бегущих» шага!)
В этом процессе важно упорство и терпение. Сначала он разучивается, а потом доводится до автоматизма. Сначала ребенок учится держать под контролем ДЫХАНИЕ, потом «тушить» плохие ЭМОЦИИ, а потом восстанавливается естественный ритм РЕЧИ… Так что, дышите, на здоровье!
P.S. Мне часто задают вопрос « Почему, Вы не боитесь раскрывать свои техники в работе?». Отвечаю: ЗНАТЬ технику в теории, еще не значит УМЕТЬ ЕЕ ПРИМЕНИТЬ на практике! Есть масса гениальных в своей простоте психотерапевтических техник. Но, применить их в работе и получить нужный результат, могут только единицы… И, чем больше будет таких «единиц», тем больше будет счастливых и психически здоровых людей! С уважением Ольга Хмелевская. |