Подписка на нашу рассылку
Поездки по святым местам
На заметку
Бабушкины рецепты
Киржач – Свято-Благовещенский монастырь
Автор: Богородская Марина Николаевна
Источник: www.gorod495.ru
Источник: www.gorod495.ru
Всякий монастырь уподобляется Небесному граду праведных – Горнему Иерусалиму.
Это образ Царствия Небесного, явленного на земле, а монахи – «ангельский чин» в нем.
Потому- то древнерусские иконописцы и изображали на иконах Небесный Иерусалим в виде монастыря за высокой оградой с правильной прямоугольной планировкой. Все монастыри устроены одинаково: град четырехстенный, царские врата, а напротив врат – главный собор, символизирующий престол в Царствии небесном. Благовещенский монастырь в Киржаче особенно явно напоминает Небесный град. Главными воротами монастыря были южные ворота: здесь, со стороны торговых рядов, проходила дорога от Москвы к Владимиру. Белые монастырские храмы четко выделяются на фоне темного леса, и с реки он и впрямь возвышается как Горний Иерусалим.
По летописным источникам Троице-Сергиевой лавры известно, что в 1354-1358 гг. здесь жил и заложил Киржачский Благовещенский монастырь преподобный Сергий Радонежский. Он сначала построил скит, колодец, затем вместе с монахами построил церковь, кельи для монахов, поварню, хлебню и другие хозяйственные постройки. Затем преподобный Сергий покинул монастырь и его преемником стал его ученик - преподобный Роман Киржачский, причисленный к лику святых в 1980 г. Его мощи сейчас покоятся в Благовещенском храме монастыря.
В XV веке продолжается строительство киржачской обители. Вблизи монастыря на месте непроходимых лесов появляются селения и слободы. Благодаря славе своего основателя, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей и бояр. Они одаривали его землями, селами, угодьями. Так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.
Однако жизнь монастыря не была безоблачной. На долю монастыря и прилегающих деревень выпадали тяжелые испытания. В Киржачской земле то свирепствовала моровая язва, то неурожаи и голод, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск…
В 1656 г. знатный боярин Иван Андреевич Милославский построил в монастыре каменный храм в честь Всемилостивого Спаса. В подклети этого храма устроена семейная усыпальница рода Милославских. Вообще же, по храмам, сохранившимся в Киржачском монастыре, можно изучать азбуку древнерусской архитектуры.
До устройства Московско-Нижегородского тракта (знаменитой Владимирки) по Стромынскому тракту, пролегающему через Киржач, и днем, и ночью тянулись к Москве и из Москвы в сторону Владимира и Нижнего Новгорода обозы с разными товарами. В Киржаче устраивались ярмарки, по осени самая многолюдная и длительная – Сергиевская. Монастырь тоже выставлял плоды своего труда.
С 1917 года начинается разорение древней обители. В 1923 году здесь был организован церковно-бытовой музей, но к 30-му году его уже не стало. В 1928 году была разграблена усыпальница преподобного Романа Киржачского. Храмы по счастливой случайности сносить не стали, они просто стояли в запустении. Только в 30-х годах Сергиевский храм был взорван, сейчас на его месте установлен поклонный крест.
Во время войны в Благовещенском соборе был склад боеприпасов, также в разное время тут были то колбасный цех, то керосиновая лавка.
1 июля 1990 года в храме Всемилостивого Спаса прошла первая с 1929 года служба. Сначала планировали возродить тут мужской монастырь, но сейчас очень часто бывшие мужские монастыри возрождаются как женские. Так и Благовещенский монастырь стал женским. С июля 1995 года возобновлена деятельность Свято-Благовещенского монастыря, в котором сейчас около 30 насельниц.
С таким явлением мы сталкивались не раз в своих поездках. Когда расспрашивали, например, в Николо-Сольбенском монастыре, как возрождался монастырь, то монахини рассказали, что братья приехали, посмотрели на разруху и отказались от этого места. Монахини же, засучив рукава, потихоньку стали налаживать жизнь, не убоявшись никаких трудов. Не зря же наше время называют временем женщин – они и договариваться умеют и трудов не боятся и терпение имеют и смирение истинно монашеские.
Кстати, раз я упомянула Николо-Сольбенский монастырь, то хочу сказать, что мы посетили эту обитель. Я писала о том, с каким трудом возрождался этот монастырь в глухом лесу на краю света. Но то, что мы увидели, нас просто потрясло! Это целый город с прекрасными храмами, двухэтажными монастырскими корпусами, прудом посередине монастыря.
Мы увидели монастырь будущего, где каждый человек может найти себе место по душе. Сестры варят уникальное варенье из одуванчиков, продают травяные целебные сборы, все необыкновенно приветливы. Нас ждали, нам были рады, нас вкусно покормили и пригласили приезжать еще. Все захотели приехать еще раз весной, чтобы посмотреть цветники и огороды в монастыре и что-то перенять для себя.
Такое же удовольствие мы получаем от Стефано-Махрищского монастыря, посещение которого входит в этот маршрут. Красота, тишина, покой, пруды с какими-то китайскими утками, приветливые сестры. Ну и, конечно же святыни – мощи прп. Стефана Махрищского, который так же, как и, прп. Роман Киржачский был современником. Сергия Радонежского.
Там есть чудотворный образ прп. Серафима Саровского, на стекле киота которого проступило миро в виде точной копии святого. В 2000 году были обретены мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского и Тарусского – игумена Свято-Троицкой обители на Махре, которому удалось повторить чудо умножения хлебов.
Когда в монастырь на праздник прибыло очень много гостей стало ясно, что хлеба на всех не хватит. Тогда святитель Варлаам помолился и велел вынести все запасы – и все насытились и еще осталось! Вспоминайте почаще слова Иисуса Христа: « Верующий в меня, дела, который творил я и сам сотворить может».
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!