Подписка на нашу рассылку
Поездки по святым местам
На заметку
Бабушкины рецепты
Зосимова пустынь – о пользе паломничества.
Автор: Богородская Марина Николаевна
Источник: www.gorod495.ru
Зосимова пустынь, экскурсию ведет о. Аристоклий
Источник: www.gorod495.ru
Среди дивной лесной природы, на берегу небольшой речки Молохчи недалеко от станции Арсаки возвышается живописный холм. На этом холме стоит обнесенный красной кирпичной крепостной стеной мужской монастырь – Богородице-Смоленская Зосимова пустынь.
Этот монастырь в свое время называли северной Оптиной из-за старцев, живших в обители и составивших своими духовными подвигами славу пустыни.
Старчество – это особый путь в монашестве, это очень русское явление в нашей православной церкви. Старцы – это учителя, наставники, духовники и помощники в трудном деле духовного становления. Старцем может быть только человек высочайшей духовности, наделенный от Господа мудростью и даром прозорливости. Первым старцем Зосимовой пустыни стал ее основатель - инок Троице-Сергиевой Лавры схимонах Зосима, искавший молитвенного уединения. В конце ХVII века он поставил тут деревянную часовню и келлию и начал вести безмолвную жизнь. Старец Зосима славился своей святой жизнью, мудростью и чудесами. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала.
В 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. А в 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана. Над могилой старца Зосимы был сооружен собор во имя Смоленской иконы Божией Матери, и монастырь стал называться Смоленской Зосимовой пустынью. Обитель обнесли кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями, построили братские корпуса и храмы.
Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы. В 1897 году в пустынь был назначен первый и, как оказалось, последний настоятель - игумен Герман, знаменитый старец, впоследствии схиигумен, устроитель Зосимовской школы старчества. За 26 лет своего игуменства отец Герман научил иноческому пути многих людей. Среди духовных чад старца были святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна, игумения Иоанна, настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря - женской Оптиной пустыни, и многие другие. В конце XIX - начале XX века Зосимова пустынь стала известна как выдающийся центр духовничества и старчества.
В1923 году схиигумен Герман окончил свой земной путь и преставился ко Господу. Последними словами батюшки были:
— Нам нужно всем готовиться в небесные обители!
Старец предсказывал, что, пока он жив, обитель его не закроют, и действительно, Зосимова пустынь была окончательно закрыта и разграблена вскоре после погребения отца Германа.
В Зосимову стекались тысячи богомольцев со всей необъятной России. Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Один из этих колодцев монахи пытаются восстановить. В годы советской власти в монастыре размещалась воинская часть, несколько семей мирян живут в кельях монастыря до сих пор, а в монастырской трапезной разместился детский сад. Так вот, со святым источником власти боролись серьезно и долго: засыпали мусором, заливали горюче-смазочными веществами, а потом и вовсе забетонировали. Монахи долго искали источник и нашли пробивающуюся струйку воды под холмом рядом с монастырем. Когда место расчистили, то увидели каменную купель в виде креста – иордань, а когда рассмотрели, как бьют струйки воды в источнике, то очень удивились – струйки образуют крест!
Было известно, что вода в источнике целебная, но от чего она помогает монахи не знали, тем более, что воду пока пить нельзя – источник должен очиститься.
Случай подсказал, от чего помогает вода источника святого старца Зосимы. Со станции Арсаки буквально на руках принесли женщину с больными ногами. Она только и смогла, что опустить ноги в воду. Чудо произошло мгновенно, как и полагается чуду, – на следующий день она уже убиралась в храме!
Монастырь возрожден в 1992 году, в нем открыто почивают мощи трех знаменитых Зосимовских старцев – Зосимы, Алексия и Германа. В храме стоит чтимая икона Смоленской иконы Божией Матери, икона прибыла в монастырь из Москвы из храма Святителя Филиппа (Колычева). Живут в монастыре восемнадцать монахов, послушники и трудники во Славу Божию. Много женщин приезжает потрудиться в монастырь – в основном матери тех солдат, что проходят воинскую срочную службу в соседней воинской части. Кстати, это одна из православных воинских частей России. Солдатики даже поют в храме, а отец Варнава занимается их вокальной подготовкой и духовным окормлением.
Паломникам здесь всегда рады – кормят, встречают. Общается с нами послушник Юрий Федорович, он проводит экскурсию по монастырю, беседует с нами. Совсем недавно, благодаря книге, которую мне подарил Юрий Федорович, я узнала, что в прошлом он журналист, а в честь тысячелетия крещения Руси он дал обет дойти пешком до Святой земли, до Храма Гроба Господня. Обет он выполнил.
Паломнический путь Юрия Федоровича начался от подмосковной станции Ватутинки, шел он по компасу, не по проторенным дорожкам, а по лесам и полям. Сначала до границы, потом по Украине, Молдавии, Греции до Святой Горы Афон, а потом и до Иерусалима.
Во время пути у Юрия Федоровича было много встреч с разными людьми, многие удивлялись таким трудам, кто-то не верил в возможность путешествовать пешком в наше время. Но большинство людей были рады знакомству, помогали и с ночлегом и с пропитанием. Я горжусь вами люди! Читала и радовалась – хороших добрых людей много, и чем дальше от Москвы тем больше.
За время пути с Юрием Федоровичем произошли чудесные исцеления. В одном селе он отдал свой единственный тюбик с мазью женщине с больными ногами, а когда она спросила: "А как же Вы-то?", - он вдруг с полной уверенностью ответил, что мазь ему больше не понадобиться. Действительно, ноги не только больше не болели, но даже убрались выпиравшие вены и не осталось никаких следов варикоза!
В результате паломничества Юрий Федорович избавился еще от двух недугов: курения и кардиологических проблем. Незадолго до путешествия он перенес обширный инфаркт и такие нагрузки (вес рюкзака около 20 килограммов!), а также ходьба по жаре, могли спровоцировать повторный инфаркт. Но после посещения Иерусалима и возвращения домой врачи проверяли сердце Юрия Федоровича и не нашли даже следов инфаркта!
о.Иероним
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!