Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Подписка на нашу рассылку

Ваш e-mail:
Лист рассылки:


Поездки по святым местам

На заметку

Бабушкины рецепты

 

Иосифо-Волоцкий монастырь


Автор: Богородская Марина Николаевна, экскурсовод
Источник: www.gorod495.ru

 

31 октября – день памяти прп. Иосифа Волоцкого.

 
В роду преподобного Иосифа Волоцкого (в миру Ивана Санина) насчитывают 18 монашеских имен. Его родители, дед с бабкой и все братья закончили свой жизненный путь иноками. Этот род Волоколамских бояр отличался особой набожностью и был, как будто предназначен для того, чтобы дать миру великого святого.
                
Преподобный Иосиф Волоцкий, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, ученик святого Пафнутия Боровского, вошел в историю православной церкви, как один из лучших толкователей Библии, покровитель церковного искусства,  блестящий писатель и чудотворец. Родился он около  1440 года в селе Язвище, которое  известно тем, что сюда на святой источник приезжали лечиться больные гастритом и язвой желудка. Основатель Иосифо-Волоцкого монастыря в  1459 году принял монашество в обители преподобного Пафнутия Боровского,  где прожил 18 лет. В этом же монастыре был пострижен и его отец, которого разбил паралич. С благословения старца Пафнутия  юный инок Иосиф принял на свое попечение родителя, за которым  ухаживал до самой его кончины в течение пятнадцати лет.
 
После смерти прп. Пафнутия, Иосиф был назначен настоятелем  Пафнутьева Боровского монастыря. В монастыре он пытался ввести небывало строгий общежительный устав – монахи должны были носить вериги, постоянно бодрствовать, молиться по ночам. Но,  встретив сильный отпор со стороны иноков, Иосиф вынужден был оставить монастырь,  и основал среди подмосковных лесов в 1479 году Иосифо-Волоколамский монастырь.  Легенда появления монастыря на этом месте гласит: когда-то здесь были охотничьи угодья, дремучие леса, болота. Ловчего послали найти место для монастыря и, в тот момент, когда он стоял в задумчивости,  ударила молния. Все решили, что это сам Господь Бог перстом Своим указал людям место. Но вокруг были только лес и болота. Тогда случилось второе чудо. Прошла буря и повалила весь лес. На расчищенном месте прп.  Иосиф поставил крест и часовню с образом Богоматери Одигитрии, подаренным ему прп. Пафнутием Боровским.
               
 
Иосифо-Волоцкий  монастырь был очень богатым, но все деньги шли на благотворительную деятельность, масштабы которой были поразительные. Например, трапезная монастыря в день кормила до 700 человек. Преподобному Иосифу приходилось отстаивать необходимость владения денежными средствами и землями для монастырей. Широко известен  тогдашний спор между прп. Иосифом Волоцким и прп.  Нилом Сорским.    Партия  «иосифлян» выступала против сторонников святого преподобного Нила Сорского, которых именовали нестяжателями. Причина конфликта между сторонами заключалась в вопросе о праве церкви на владение имуществом: землями, крестьянами, сбережениями и прочими благами земными. Нестяжатели выступали против мирского, считая, что церковь должна стремиться только к благам духовным. Иосифляне были иного мнения,  в итоге они и победили. Так сложилось, что московский князь Василий III изначально поддерживал нестяжателей, боясь экономического усиления церкви,  но в 1526 году лидеры нестяжателей Вассиан Косой и преподобный Максим Грек осудили князя за развод с женой Соломонией Сабуровой, и за насильственное ее пострижение в монахини. Удивительно, что обличители были  сосланы в заточение именно в Иосифо-Волоцкий монастырь, после чего, конечно же, иосифляне праздновали победу! Здесь Вассиан Косой умер  и был погребен в монастыре, а Максим Грек, после 12-летнего заточения, был переведен в Тверской Отрочь монастырь. Интересно, что сюда же, в Иосифо-Волоцкий монастырь, в 1539 году был сослан и противник "нестяжателей" - митрополит Московский Даниил, тот самый, который благословил развод великого князя Василия III и его брак с Еленой Глинской. Он умер здесь в заточении.
 
Но богатство обители преподобного Иосифа не снижало аскетической строгости царивших в нем порядков. Иосифо-Волоцкий монастырь прославился в первую очередь своей строжайшей дисциплиной, неукоснительным соблюдением монастырского устава, составленного самим преподобным. Сам игумен богатейшей в стране обители до конца своих дней ходил в худых и заплатанных ризах, не гнушался самой черной работы. В монастыре была запрещена горячая пища и вход в ограду обители женщинам.  Не все иноки выдерживали такой устав, многие уходили. Но те, кто оставались, еще долго после смерти преподобного продолжали свои подвиги. Из обители преподобного Иосифа вышло множество крупных церковных деятелей — епископов и митрополитов.
 
Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. Например, когда сын князя Бориса Иоанн умер без покаяния, Иосиф своею молитвой оживил его, исповедал и причастил, чтобы тот отошел в мир иной как подобает христианину. За несколько лет до своей кончины игумен Волоцкий ослеп. Приняв схиму, он провел последние годы жизни в постоянной молитве. Преподобный, которого в последние годы на руках носили в церковь, умер в 1515 г. В 1591-м его причислили к лику святых. В настоящее время мощи прп. Иосифа почивают в Успенском соборе монастыря.  Среди прочих святынь монастыря особое место занимает Владимирская икона Божьей Матери в иконостасе собора, икона Смоленская Одигитрия – моленный образ самого преподобного Иосифа,  напрестольные кресты с мощами 2-й половины XVII века и драгоценная плащаница 1558 года, которую пожертвовал монастырю удельный князь Владимир Старицкий.
 
В непосредственной близости от Иосифо-Волоцкого монастыря в селе Спирово расположен Храм Введения Пресвятой Богородицы. Село Спирово - родовое имение преподобного Иосифа, пожалованное его прадеду Александру (Сане) Дмитрием Донским. После Саниных Спирово перешло  волоцким князьям.  Село Спирово стало первым пожертвованием волоцкого князя Бориса монастырю. В селе Спирово до сих пор жив источник преподобного Иосифа Волоцкого, который он сам  выкопал в те дни, когда началось строительство обители. Здесь обустроена купель для крещения и купания и святой колодец, где можно набрать питьевой воды.
 
 
Поездка оказалась очень интересной и полезной. Поскольку с острова особенно некуда было податься, мы отстояли вечернюю и утреннюю службы, исповедовались, многие причастились. Паломников там очень хорошо принимают: поселяют в новой благоустроенной гостинице, кормят, заботятся о нас. Необыкновенно повезло нам с экскурсоводом – экскурсию проводил инок Иоанн. Я хочу выразить ему еще раз благодарность за  простоту и мудрость рассказа. Человек воистину владеет русским языком, понимая его истоки и корни.


 

 

Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!