Защита от произвола

 
Поиск статей по сайту:

Восьмая заповедь: не укради


Автор: Г. РАДУЦКИЙ
Источник: Stopгазета

Каждые 10 секунд в мире крадут автомобиль. По данным Интерпола, ежегодный доход от продажи ворованных машин составляет 21 миллиард долларов.

 

В США ежегодной добычей воров становятся 1,3 миллиона автомобилей. Это значит, что каждые 24 секунды у владельцев автомобилей угоняют железных коней, причиняя, по данным ФБР, 8 миллиардов долларов совокупного ущерба.

 

Масштаб ежегодных краж автомобилей в Европе более скромный: 300 тысяч в Италии, 140 тысяч в Германии, около 100 тысяч в Великобритании, 50 тысяч в Польше. Правда, в одном только Лондоне ежегодно крадут около 70 тысяч автомобилей совокупной стоимостью около 1 миллиарда фунтов стерлингов.

 

В России в 2008 году совершено около 91 тысячи преступлений, связанных с хищением автотранспорта. И этот год можно считать удачным по отношению к предыдущему, так как он завершился снижением числа краж автомобилей на 8,9% и угонов - на 11,4%.

 

Но и эти уменьшенные цифры впечатляют. По данным МВД России, теневой оборот угонов автомобилей ежегодно составляет 1,5-2,0 миллиарда долларов. Раскрываемость таких преступлений не превышает 30%. При этом ежегодные совокупные выплаты страховых компаний по риску «Угон» достигают 5 миллиардов рублей. Каждая 9 похищенная в стране автомашина исчезает в Москве - это примерно 30 автомобилей в сутки.

 

Угонщик и автовладелец: кто кого?

 

Идет постоянное жесткое противостояние между создателями противоугонных систем и их оппонентами из преступного мира, не оставляющими безответными любые появляющиеся на рынке новинки. Практика показывает, что в этой «гонке вооружений» последнее слово не всегда остается за правым делом.

 

По мнению экспертов, большинство представленных на рынке противоугонных устройств легко вскрываются преступниками.

 

Угонщики имеют на вооружении сканеры и грабберы - электронные устройства, подбирающие код сигнализации или записывающие его в тот момент, когда владелец автомобиля пользуется брелоком для отключения сигнализации. Имея электронную отмычку, угонщики легко проникают в автомобиль и принимаются за механические блокировки и иммобилайзер - обездвиживатель автомобиля, разрывающий все его основные жизненно важные электрические цепи: стартера, зажигания, подачи топлива.

 

Если автомобиль защищает спутниковая система - в ход идет глушилка GSM сигнала. Несмотря на заявление дилеров Porsсhe о том, что автомобили Porsсhe Cayenne не будут угоняться, так как сразу же продаются с инсталлированной спутниковой системой, в 2008 г. в Москве было угнано 37 автомобилей этой марки и заодно 4 автомобиля Bentley. И это несмотря на то, что все комплектующие Bentley снабжены собственным уникальным кодом, что судьба каждой машины отслеживается заводом-изготовителем, дилером, сервисным центром и что без проблем такую машину реализовать просто невозможно.

 

Борьба с беспределом автоворов иногда принимает причудливые формы.

 

Американская фирма Fujitsu Ten создала противоугонное устройство, которое в буквальном смысле ловит угонщика. Стоит вору забраться в автомобиль, как его мгновенно обволакивает быстросохнущая полистироловая пена, блокирующая угонщика и не позволяющая ему сдвинуться с места. Чтобы высвободить захваченного преступника, необходимо воспользоваться резаком из горячей проволоки.

 

Противоугонное устройство другой американской фирмы Arias Tech за 10 секунд заполняет плотным белым туманом салон автомобиля при проникновении в него вора. В сочетании с мощным источником стробоскопического света туман ослепляет угонщика и делает невозможными какие-либо практические действия. Туман, образуемый интенсивным испарением смеси глицерина и воды, не токсичен, может держаться в салоне до 45 минут, не оставляет следов на его обивке. При каждом сигнале тревоги генерация «туманного облака» обходится в $10. По желанию заказчика глицериновый туман может быть заменен слезоточивым газом.

 

Вероятно, похитители автомобилей настолько достали граждан США, что еще несколько местных фирм готовы удовлетворить повышенный спрос на экзотическую защиту своего движимого имущества.

 

Вот одна из них. Даже только при прикосновении проникшего в салон автомобиля угонщика к рулю, он начинает с такой скоростью вращаться, что может оставить преступника без пальцев.

 

Но это что, пользующееся в ЮАР большим спросом противоугонное устройство Blaster в буквальном смысле выжигает угонщика из салона, так как подаваемый в него по трубочкам из багажника газ вспыхивает от искры и превращает автомобиль в огнемет.

 

Под прикрытием закона

 

Вернемся, однако, в Россию. Разумеется, не для того, чтобы огнеметами выжигать угонщиков из автомобилей, а для того, чтобы земля горела у них под ногами.

 

Ведь сегодня автоворы живут весьма вольготно, так как уголовный кодекс позволяет угонщику, завладевшему чужим транспортным средством, откреститься от обвинений в краже и избежать соответствующего наказания.

 

Чтобы заделать эту прореху в законодательстве, сенаторы Евгений Никитович Трофимов и Владимир Александрович Федоров внесли в Государственную Думу на рассмотрение новый законопроект, приравнивающий угон автомобиля к краже.

 

В беседе с корреспондентом «Stop-газеты» сенаторы рассказали, что, работая над законопроектом, они обратили внимание на такую статистику: по данным МВД России за пять лет, с 2003 по 2007 г., на территории страны было зарегистрировано 262876 краж автомобилей, из которых раскрыто лишь 28097 и выявлено 27910 лиц, совершивших указанные преступления.

 

За этот же период было зарегистрировано 276748 фактов неправомерного завладения автотранспортом без цели хищения, т.е. угонов, раскрыто 144574 из них и выявлено 146546 лиц, совершивших эти угоны.

 

Получается, что из 174456 преступников, совершивших угоны и кражи автомобилей, свободы лишились лишь 27910 граждан, совершивших кражи, т.е. всего 16%.

 

А остальные 146546 выявленных лиц (не считая тех, кого не удалось выявить), совершивших угоны, вскрывших замки чужой собственности и уехавших с места преступления? Они отделались легким испугом, так как, укрывшись за двусмысленным содержанием ст. 166 УК РФ, защитились недоказанностью умысла кражи автомобиля.

 

Складывается парадоксальная ситуация: ни у кого не возникнут сомнения относительно умысла преступника, вскрывшего замки чужой квартиры и проникшего в нее. А вот вскрытие замков движимого имущества хозяина той же квартиры - автомобиля и его угон в неизвестном направлении требуют доказывания целей преступника.

 

Камуфлирование кражи автомобиля отсутствием умысла ее совершения выглядит не более чем фиговым листком, если сравнить между собой абсолютно совпадающие квалифицирующие признаки угона (ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 166) соответственно с признаками грабежа и разбоя (ч. 2, ч. 3 ст. 161 и ч. 4 ст. 162). Ведь криминальный автомобильный бизнес в стране, будучи высокоорганизованным, предусматривает разделение труда внутри преступных групп, когда одни ее члены вскрывают машины, другие - угоняют, третьи - перебивают номера и изготавливают фальшивые документы, четвертые - реализуют украденные машины или разбирают их на запчасти. В этой преступной цепи на угоны автомобилей ставят как раз тех, кого легче увести от ответственности - несовершеннолетний, по глупости решил покататься, в первый раз и т.д. Фактически же угон автомобиля становится первым этапом его кражи, еще не завершенной кражей.

 

«Случайно» вскрыл автомобиль...

 

Что же предложили сенаторы? Прежде всего исключить из ст. 166 УК РФ все виды наказания, не связанные с лишением свободы. Ведь невозможно «случайно» взломать защиту автомобиля от угона, вскрыть его замки, забраться в салон и поехать. Почему же за эти «шалости» наказывать «баловника» увещеванием?

 

Далее сенаторы предложили устанавливать наказание за угон автомобиля соразмерным с наказанием за кражу, грабеж и разбой, совершенными при схожих обстоятельствах.

 

В подтверждение справедливости законопроекта, Евгений Никитович Трофимов указал, что ужесточение ответственности за угон автотранспорта, действующее в Республике Беларусь, где за угон автотранспорта наказывают лишением свободы на срок от двух до десяти лет, с 2004 г. сократило количество угонов автотранспорта на 30%.

 

«Мы надеемся, - добавил Владимир Александрович Федоров, - что принятие такого закона станет эффективной мерой борьбы с угонами автотранспорта. Безусловно, он будет иметь превентивный характер. Его задача - не посадить преступника, но остановить его, прежде чем он решит посягнуть на чужую собственность».

 

Ужесточение законодательства против угонщиков создаст важнейшую преграду криминальному автобизнесу, от которого в первую очередь страдают граждане, вынужденные защищать свои автомобили различными противоугонными комплексами, и страховые компании, несущие финансовые потери, если эти комплексы не смогли предотвратить угон автомобилей.

 

Профессионалы против угонов

 

Логика борьбы с криминальным автобизнесом привела к созданию профессиональной Ассоциации противодействия угонам транспортных средств, о целях и задачах которой рассказывает ее президент Игорь Сергеевич Ямов.

 

«Профессиональная ассоциация противодействия угонам транспортных средств выросла из страхового бизнеса.

 

В страховании автомобилей «КАСКО» существует два больших риска - ущерба и угона.

 

По частоте наступления страхового случая риск угона низкий, но по финансовым последствиям - очень тяжелый. За угнанную машину нужно полностью заплатить страховую сумму. Поскольку в России «КАСКО» страхуют преимущественно иномарки, то угон каждой машины в среднем обходится страховым компаниям примерно в 700 тыс. руб. И совершенно естественно, что страховые компании, ежегодно несущие совокупный урон в 5 млрд руб. по риску угона, решили сорганизоваться для его снижения.

 

Сегодня 13 членов Ассоциации представляют порядка 80% московского рынка профессиональных услуг в области противоугонной защиты и более 50% этого рынка страхования «КАСКО». Естественными партнерами страховых компаний в Ассоциации стали производители и операторы противоугонных систем.

 

Российская специфика состоит в том, что угон автотранспорта является хорошо организованным криминальным бизнесом, и Ассоциация поставила перед собой задачу добиться максимального удорожания преступных бизнес-процессов и повышения риска ответственности за совершение угонов.

 

Из возможных вариантов логики борьбы с угонами была выбрана модель, которая должна максимально затруднить для угонщиков трогание автомобиля с места, а уж если он все же поедет - как можно скорее, по горячим следам, поставить в известность правоохранительные органы для оперативного реагирования на угон.

 

Статистикой установлено, что на 10 угнанных автомобилей, не защищенных противоугонными комплексами, приходится 0,7 угонов автомобилей, защищенных такими комплексами.

 

Конечно, комплекс комплексу рознь. Страховые компании делят автомобили на несколько категорий - от низкорисковых до высокорисковых. Поэтому комплексы, которые ставят на дешевые иномарки с низким риском угона, разительно отличаются от комплексов, защищающих дорогие высокорисковые машины. Сегодня в арсенале членов Ассоциации имеется порядка двухсот противоугонных комплексов, эффективность которых отслеживается накапливающейся статистикой.

 

Профессионально подготовленным и хорошо оснащенным угонщикам Ассоциация в состоянии противопоставить такую защиту автомобиля от угона, которая способна поставить их в тупик. Если у преступника, рассчитывающего вскрыть защиту за достаточно короткое и безопасное для него время, ничего не получится за запланированное на угон время, - он бросает машину. Это значит, что мы свою задачу решили - автомобиль остался на месте. А с защитившей автомобиль системой у угонщиков в течение какого-то времени будет больше попыток угонов, чем самих угонов.

 

Надежная защита автомобиля стоит недешево и ставят ее на дорогие машины - объект охоты высоких профессионалов преступного бизнеса. Ведь угон одной такой машины способен обеспечить прибыль, какую можно получить от угона четырех десятков «Жигулей».

 

Важнейшая задача Ассоциации - быть на шаг впереди угонщиков. Ее решение облегчается появлением в Ассоциации национальных производителей противоугонных комплексов, использующих созданные нами наработки. Фактически мы формируем техническое задание на разработку таких комплексов, которые затем рекомендуем клиентам.

 

Хотя входящие в Ассоциацию члены ориентируются на противоугонные комплексы различного принципа действия, их объединяет стремление использовать в этих комплексах высокие технологии.

 

В качестве магистрального направления развития охранных комплексов Ассоциация ориентируется на спутниковые технологии.

 

При этом имеется в виду, что использование спутниковых технологий для слежения за автомобилями в сочетании с установкой на них входящих в охранную систему блоков записи параметров движения (скорости, ускорения, торможения и т.д.) позволяет сделать серьезный шаг в направлении создания национальной интеллектуальной транспортной системы.

 

Уже сегодня у членов Ассоциации находится на обслуживании порядка 250 тысяч автомобилей и несколько десятков тысяч из них охраняются с помощью спутниковых технологий. Понятно, что обработка такой информации позволит получать реальную картину дорожной ситуации в Москве.

 

Профессиональная ассоциация противодействия угонам транспортных средств подтвердила серьезность намерений развиваться и в этом направлении, став национальным партнером Европейской ассоциации развития интеллектуальных транспортных систем».

 

Компания Аркан, входящая в Ассоциацию и разделяющая ее позицию относительно важности спутниковых технологий для развития охранных комплексов, считает принципиально необходимым иметь возможность определять координаты охраняемого объекта с помощью сети наземной пеленгации, независимой от GPS пеленгации.

 

Необходимость этого обусловлена, например, попаданием охраняемого автомобиля в зону наблюдения менее четырех спутников.

 

При глушении GSM сигнала, а это - вспомните историю с угоном почти четырех десятков автомобилей Porsche Cayenne - основной фактор угона автомобилей, охраняемых спутниковыми системами, тревожный сигнал будет передан через наземную сеть пеленгаторов Аркан.

 

Важно также, что тревожный сигнал в сети пеленгаторов Аркан передается с динамически меняющейся частотой, которая не улавливается обычными радиоприемниками и не подавляется «глушилками». Объект охраны непрерывно находится под контролем!

 

Криминальный автобизнес - угроза стабильности СНГ

 

Борьба с криминальным автобизнесом не может ограничиваться лишь противодействием угонов автомобилей. Ведь и похищенные в России, и угнанные в зарубежных странах автомобили в конечном счете легализуются на территории государств - участников СНГ.

 

Как подчеркнул министр внутренних дел России Рашид Гумарович Нургалиев на прошедшем 27.10.2008 г. внеочередном заседании Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ по противодействию криминальному автомобильному бизнесу, этот бизнес представляет серьезную угрозу безопасности, экологической и социальной стабильности не только отдельных государств, но и стран СНГ в целом.

 

По словам исполнительного секретаря СНГ Сергея Николаевича Лебедева, криминальный автобизнес по прибыльности стоит на третьем месте после торговли оружием и наркотиками.

 

На территории государств - участников СНГ, преимущественно в России, действует порядка сорока международных преступных группировок. Около 40% автомобилей, угнанных в странах Западной Европы, легализуются на территории содружества. С 2005 по 2007 г. на территории России обнаружено свыше двух тысяч автомобилей, похищенных в других странах. За девять месяцев 2008 г. на территории России ликвидировано свыше тридцати организованных групп и преступных сообществ в сфере автомобильного бизнеса, в которые в общей сложности входили более ста пятидесяти человек.

 

Росту криминального автобизнеса способствовало и то, что в 2008 г. Россия стала крупнейшим автомобильным рынком Европы, на котором было реализовано 2,8 млн штук новых автомобилей и перепродано на вторичном рынке 4,75 млн штук подержанных.

 

По данным аналитического агентства «Автостат», в 2008 г. соотношение зарегистрированных в Москве новых и подержанных автомобилей составляло 3:2, а в Московской области 1:1. В ряде регионов России, особенно удаленных от центра, число регистраций подержанных автомобилей в 3-5 раз превышает число регистрации новых машин. Ожидается, что в связи с экономическим кризисом в 2009-2010 г. соотношение продаж на первичном и вторичном рынках еще более сместится в пользу последнего. В ближайшей перспективе на один новый автомобиль будет продаваться 2-3 подержанных, что обусловлено как уменьшением первичного рынка, так и уже сформировавшимся на территории России огромным парком иномарок в количестве двенадцати миллионов штук.

 

Только представьте, сколько криминальных машин с перебитыми номерами, с фальшивыми документами, не растаможенных растворено в этом море железа!

 

Госавтоинспекция МВД России, действуя в рамках своих полномочий, активно выявляет криминальные автомобили при проведении регистрационных действий, технического осмотра, проверок на дорогах, а также путем идентификации аппаратными комплексами транспортных средств по государственным регистрационным номерам и проверкой их по базам розыска.

 

Как отметил заместитель начальника Управления - начальник отдела Департамента ОБДД МВД России Александр Никитович Солдатов, эта работа еще более активизировалась в связи с выполнением Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Ведь реализация ФЦП сопровождается оснащением Госавтоинспекции новейшей техникой во всех сферах службы и совершенствованием Федеральной информационной системы ГИБДД, призванной объединить все виды специализированных учетов в единое информационное пространство и обеспечить доступ к этим интегрированным базам данных всех подразделений Госавтоинспекции в любом регионе России.

 

Говорить о цивилизованной продаже машин на вторичном рынке не приходится. Рядовой покупатель практически не в состоянии защитить себя от покупки криминального автомобиля.

 

Конечно, он может проверить «чистоту» облюбованного автомобиля, воспользовавшись любым из заполнивших Интернет объявлений. Как не проникнуться доверием, если обещают проверить автомобиль на угон «всеми возможными способами, которые позволят со стопроцентной уверенностью дать справедливое заключение относительно законности вашей покупки?» Можно ли проигнорировать предложение «проверить подлинность маркировочных обозначений агрегатов автомобиля и его регистрационных документов?» Можно ли отказаться от предложения продавца «пробить» автомобиль по гаишной базе? Это потом выяснится, что продавец и мнимый гаишник - просто подельники, уже после того, как купленный автомобиль при совершении регистрационных действий настоящими сотрудниками ГИБДД окажется криминальным, когда будет возбуждено уголовное дело и автомобиль, ставший вещественным доказательством, будет изъят у так и не состоявшегося его владельца.

 

Как тут не позавидовать цивилизованным продажам автомобилей на аукционах ряда стран, когда о каждом автомобиле известно абсолютно все: его история в деталях по данным полиции, сервисных центров, страховых компаний, дилеров и т.д.; все его предыдущие владельцы; попадание в ДТП; его состояние, в том числе состояние рамы кузова; страховые убытки, точность пробега и даже срабатывание подушек безопасности, не говоря уже о возможном пребывании в воде, огне и под градом.

 

Конечно, и наш российский покупатель подержанного автомобиля может за плату «пробить» его историю по VIN-коду в различных базах, например в американских базах Carfax, AutoChek или в аналогичных базах европейских и японских машин.

 

Однако добытые таким образом сведения в наших российских условиях могут быть оценены лишь математическим афоризмом: сведения необходимые, но недостаточные, тем более что клиента заранее предупреждают - проверку проводят для него, а не для МВД.

 

Вот как охарактеризовал ситуацию, которая может возникнуть при покупке подержанного автомобиля, начальник Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан Рифкат Нургалиевич Минниханов.

 
 
«Граждан, приобретающих подержанные автомобили в порядке частной сделки между продавцом и покупателем, могут подстерегать серьезные неприятности не только технического характера. Самая большая юридическая неприятность - невозможность зарегистрировать автомобиль, то есть стать его законным собственником.
 
 
Дело в том, что факт нахождения транспортного средства в розыске устанавливается сотрудниками ГИБДД на стадии его регистрации. Владельцем автомобиля может оказаться совсем не тот человек, который имел законное право его продавать. Может оказаться и так, что проданный автомобиль - это имущество, на которое было наложено обременение: залог, арест и т.п. Проданный автомобиль может находиться в долевой собственности и не все собственники санкционировали его продажу.
 
 
Иными словами, может выявиться целый ряд обстоятельств, исключающих возможность законной регистрации транспортного средства. Но, как правило, к этому времени деньги уже у продавца, автомобиль и комплект документов - у покупателя.
Первое, что приходит на ум пострадавшему - это жаловаться в ГИБДД: караул - обманули. Но ГИБДД свое дело сделала - в регистрации отказано, транспортное средство помещено на специальную стоянку до установления его истинного владельца. Незадачливый покупатель остался без всего: шансы вернуть хотя бы отданные продавцу деньги - крайне невелики.
 
 
Поэтому я рекомендую гражданам не приобретать транспортные средства у незнакомых лиц по доверенности или без составления нотариально заверенного договора купли-продажи.
 
 
Пока не будет законодательно введена обязательная регистрация договора купли-продажи транспортного средства и права собственности на него, не исключена вероятность наступления нежелательных для граждан правовых последствий».
 
 
Как это ни печально, но нынешняя российская действительность такова: от покупки криминального автомобиля каждый покупатель должен защитить себя сам.
Как считает начальник отдела Департамента УР МВД России Ильмир Мансурович Мухамадияров, государство не должно устраняться от разрешения жизненно важной для своих граждан проблемы - покупки на вторичном рынке юридически «чистого» автомобиля, так как в противном случае оно порождает уже проблемы для себя. Приходится возбуждать уголовные дела по факту продажи криминальных автомобилей, искать преступников, участвовать в судебных разбирательствах. Но самое главное, допуская саму возможность сбыта криминальных автомобилей, оно невольно стимулирует их кражи. Ведь если украденные автомобили невозможно было бы продать, то зачем их красть?
 
 
В мае 2009 г. Государственная Дума и Совет Федерации приняли законопроект о ратификации подписанного десятью странами СНГ соглашения о совместной борьбе с хищением автотранспорта и облегчением его возврата, сделав важный шаг в борьбе с международным трафиком краденых автомобилей. Ведь от 10 до 15% автомобилей, пропадающих в России, а это тысячи машин, оказываются за рубежом.
 
Принятый документ станет серьезной преградой для сбыта краденых автомобилей. Однако эта преграда устанавливается на финишном отрезке их извилистого пути, по сути дела, уже за пределами России.
 
 
Надежная преграда сбыту криминальных автомобилей должна быть создана и на внутреннем рынке страны. А если еще, наконец, будет удален фиговый листок умысла со ст. 166 УК РФ, то угонять автомобили станет не только очень опасно, но и экономически нецелесообразно.
Пусть хоть таким образом восторжествует восьмая заповедь: не укради.
 
 

11/08/2009
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!





Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Российские святыни

 

АДРЕСНАЯ СПРАВКА

Телефонные базы гг. Москвы и Санкт-Петербурга

 

Телефонные базы  городов РФ, Белоруссии, Молдовы и Ураины:

Азов, Астрахань,Бердск, Велком, Владивосток, Владимир, Волгоград, Украина, Единцы, Екатеринбург, Запорожье, Кагул, Калуга,Караганда, Каушаны, Киев, Кишинев, Лида, Львов, Минск, Москва, Находка, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Павлодар, Петербург, Пинск, Ростов-на-Дону, Рязань, Северодвинск, Таганрог, Тирасполь, Уральск, Херсон, Челябинск, Черновцы, Ярославль.

 

В телефонной книге возможен поиск по телефону и Ф.И.О.

ПОИСК