Войти в почту @gorod495.ru

                логин:
               пароль:

(что это)

 
 
 
 
 

Подписка на нашу рассылку

Ваш e-mail:
Лист рассылки:


Полиглот

 

 

 

Интеллектуальное реалити-шоу,

интенсивный курс изучения английского языка

за 16 часов

 

Преподаватель:

Дмитрий ПЕТРОВ

 

смотреть подробно >>>

 

 

На заметку

Экономика и жизнь

 
Поиск статей по сайту:

Даже не трудитесь! Бороться с работодателями станет проще


Автор: Андрей Бойков,Фото: ИТАР-ТАСС
Источник: "Наша Версия"

 
 Разразившийся мировой финансовый кризис вызвал активное желание реформировать трудовое законодательство. Массовые увольнения и сокращения заработной платы заставили законодателей задуматься о защите трудящихся. Как заявил на прошлой неделе председатель Совета Федерации Сергей Миронов, увольнение до 10% персонала наблюдается во всех отраслях, особенно ощутимо оно в строительстве, торговле, финансовом секторе. По экспертным оценкам, за последние недели лишились работы около 100 тыс. человек. Ещё 380 тыс. работников, по словам Миронова, к концу октября стали жертвами задержек зарплаты.

 

На прошлой неделе Комиссия по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению Общественной палаты РФ представила целый ряд законопроектов, предусматривающих существенное изменение регулирования социально-трудовых отношений. На рассмотрение в Госдуму поправки могут быть внесены уже на этой неделе.
 
 
Предполагается целый ряд изменений. Во-первых, предполагается введение третейских судов, которые будут специализироваться на решении трудовых споров. Формироваться такие суды будут из представителей трёх сторон – работодателей, профсоюзов и властей. В настоящий момент в России существует только один такой суд – в Москве. В него входят представители московских властей, Московской федерации профсоюзов, Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, а также специализированная коллегия адвокатов. От каждой из сторон в трудовой арбитраж входят по 45 человек. Спорщики сами выбирают, кто из трудовых арбитров будет принимать решение по их делу.
 
 
…на сегодняшний день 1076 предприятий из 76 регионов России объявили о предстоящем высвобождении кадров – всего примерно 45 тыс. человек…
По замыслу Общественной палаты трудовой арбитраж должен существовать на постоянной основе на федеральном, региональном и территориальном уровнях. В законопроекте прописано, что решение трудового арбитража будет иметь для сторон обязательную силу, только если они в ходе разбирательства достигли такого решения и если для решения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка.
 
 
Одно из преимуществ трудового арбитража в том, что он решает все споры за пять дней, его решения вступают в силу в день принятия и должны быть исполнены в течение трёх дней, если в его вердикте не предусмотрен иной срок. Это значительно ускоряет процесс решения всех конфликтов между профсоюзами и работодателями и избавляет от проволочек в традиционных судах. Суть новых предложений сводится к следующему: из числа наиболее авторитетных представителей сторон – работников, работодателей и государства – должен сформироваться состав трудовых арбитров, которым предстоит пройти специальную подготовку. При возникновении конфликта каждая из сторон выбирает доверенное лицо из числа этих арбитров, которые рассматривают спор, находя оптимальное решение.
 
В случае несогласия с решением арбитража стороны могут обратиться в суд. Например, с 2002 года в московском трудовом арбитраже из 870 жалоб до суда дошли только 18. Подобные органы, занимающиеся трудовыми спорами по существу и оказывающие содействие в урегулировании коллективных трудовых споров, уже доказали свою эффективность в Великобритании, Германии, Франции, Италии, Норвегии и Финляндии. По мнению разработчиков концепции, со временем трудовой арбитраж можно будет интегрировать в судебную систему в качестве органа рассмотрения как коллективных, так и индивидуальных трудовых споров. Для реализации этой схемы на первом этапе предлагается внести изменения в статью 404 Трудового кодекса РФ и сделать трудовой арбитраж постоянно действующим органом при трёхсторонних комиссиях по социально-трудовым отношениям на всех уровнях социального партнёрства. И исключить из Трудового кодекса РФ статью 403 (рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника), чтобы избежать затягивания разрешения спора.
 
Ещё одна поправка предусматривает, что первичная профсоюзная организация сможет объявлять забастовку без утверждения этого решения на собрании. Но только в том случае, если она представляет интересы большинства работников. Например, предлагается дополнить статьи 399 и 410 Трудового кодекса нормами, в соответствии с которыми первичной профсоюзной организации предоставится право направлять работодателю требования коллектива и объявлять забастовку без проведения специальной конференции, если первичный профсоюз представляет интересы всех или большинства работников. Правда, параллельно будет повышена и ответственность организаторов забастовки за соблюдение законности при проведении акции протеста.
 
Если в силу вступит ещё одна поправка в Трудовой кодекс, профсоюзы смогут представлять интересы своих членов в суде. В настоящий момент они имеют право защищать интересы работников только по доверенности. На практике сегодня в суды попадают жалобы отдельных лиц либо групп, а большинство споров до участия профсоюзов в суде не доходит. По мнению инициаторов поправок, это может существенно улучшить условия труда, так как сегодня из-за правового нигилизма и юридической неграмотности каждого члена профсоюза по отдельности многие нарушения так и остаются безнаказанными.
 
Комиссия ОП предлагает также внести поправку в закон о профсоюзах. Она коснётся, к примеру, сотрудников крупных компаний, чьи отделения разбросаны по всей стране, но не в каждом подразделении которых есть первичная профсоюзная организация. Работников там объединяет региональный профсоюз, и их некому представлять для решения проблем на локальном уровне. ОП предлагает устранить это недоразумение и наделить правом представлять рабочих в решении споров на местах региональные профсоюзы или любых других граждан, которых сами работники уполномочат быть своими представителями.
 
В комиссии ОП сообщают, что при подготовке законопроектов учитывалось мнение крупнейших организаций работодателей: комиссия тесно сотрудничает с ними и учитывает интересы всех сторон. В частности, поправки обсуждались с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и организации «Деловая Россия».
 
 
Впрочем, в некоторых профсоюзах скептически относятся к инициативам ОП. Так, по мнению генерального инспектора труда соцпрофа Сергея Храмова, профсоюзы и так имеют права представлять интересы своих членов в судах согласно статье 23 закона о профсоюзах. Новые поправки приведут только к дополнительной бюрократизации профсоюзов.
 
 
Ещё одно новшество, которое, возможно, вступит в силу в сложной экономической ситуации, коснётся создания фонда занятости. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) выступила с предложением восстановить фонд, существовавший до 2000 года. Туда предприятия отчисляли 1,5% от зарплаты сотрудников, из которых потом выплачивались пособия в случае увольнения с работы. Как пояснил руководитель отдела социально-трудовых отношений ФНПР Олег Соколов, работодатели в этом случае практически ничего не будут терять. Организация предлагает создавать фонд из 13-процентного налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Из налога 1% и пойдёт в фонд. Пособие по безработице выплачивается и сегодня, однако его сумма оторвана от реальной зарплаты. Так, в 2008 году минимальная величина пособия – 770 рублей, а максимальная – 3080 рублей.
 
 
Есть и другое предложение на этот счёт. Так, на рабочей группе Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обсуждался вопрос введения системы страхования сотрудников на случай потери работы. В данном случае сам сотрудник добровольно будет отчислять часть своей зарплаты в негосударственные страховые фонды. При увольнении эти средства будут компенсировать ему часть зарплаты в то время, когда он будет безработным.
 
 
В конечном итоге, видимо, будет принят последний вариант. Во-первых, правительство вряд ли пойдёт на сокращение доходов бюджета, хотя и незначительное, тем более в трудные времена. Во-вторых, разработкой законопроекта занимается Минздравсоцразвития. По обещаниям ведомства, он будет готов уже в 2009 году.
 
 
Со своей инициативой вышел и Российский союз промышленников и предпринимателей. РСПП предлагает ввести государственные гарантии выплат на тот случай, если организация после увольнения сотрудника физически не сможет выплатить ему положенный по закону среднемесячный заработок в течение двух месяцев со дня увольнения.
 
 
Между тем в Минздравсоцразвития считают, что с занятостью населения в России всё нормально. Как заявил на прошлой неделе замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин, на сегодняшний день 1076 предприятий из 76 регионов России объявили о предстоящем высвобождении кадров – всего примерно 45 тыс. человек. «Примерно столько людей ежемесячно сокращается в России из-за изменений в различных сферах экономики и реорганизации предприятий, – сказал замминистра. – В прошлом году таким образом было уволено 11 млн. человек, и практически все они были впоследствии трудоустроены». А согласно официальной статистике на 1 ноября численность зарегистрированных безработных в стране составила 1 млн. 247 тыс. человек. Это на 12% меньше, чем было в начале года (тогда на учёте служб занятости состояли 1,4 млн. безработных). Причём и в течение октября, по словам Топилина, число безработных несколько снизилось. Впрочем, у профсоюзов другие данные. Работникам многих предприятий на 25% сократили зарплату, а часть предприятий готовит переход на 3–4-дневную рабочую неделю. А по данным РСПП, 40% компаний прогнозируют снижение уровня оплаты труда или её задержку.

24/11/2008
Понравилась статья? Порекомендуйте своим друзьям!